Методическая копилка

Сущность понятия девиантное поведение и его типы. Полезная информация (Воровство)


«Проблемы воровства у детей и подростков»

Важно отметить, что это не является чем-то специфичным только для приемных детей. Подобного рода трудности нередки и для семей с кровными детьми. Когда ребенок вдруг без спроса начинает брать чужие, а порой и ценные, вещи, да еще и не испытывать при этом заметных угрызений совести - это крайне пугает как родителей, так и ближайшее социальное окружение. Немедленно рождаются мысли: «а что же будет дальше?», «что ждет его/ее в будущем?», «в кого же он/она вырастет?!». А если ребенок к тому же приемный, то у многих взрослых начинают закрадываться мысли о «генетике» и «плохой наследственности»...

Трудное поведение: воровство
    На пути создания полноценной семьи часто возникает большое количество трудностей, конфликтов и взаимного непонимания. Примером конфликта между родителями и приемными детьми может стать «трудное поведение» ребенка.
Трудное - не значит плохое. Трудное поведение ребенка - это поведение, с которым нам, взрослым, трудно. Трудно с ним смириться и трудно его исправить. Один из самых распространенных и самых пугающих для родителей типов трудного поведения —воровство.
Что такое воровство? Воровство – это действия, направленные на присвоение чужих вещей.
Дети-социальные сироты воруют почти все. Связано это, в первую очередь, с несформированными морально-этическими нормами. Возможно, кровные родители, ведя асоциальный образ жизни, подавали пример своим поведением и сформировали у детей понятие «воровство – это норма жизни».

Выделяют 3 аспекта воровства:
1) социальные;
2) медико-биологические (клептомания);
3) психологические.

     С какой целью может ребенок настойчиво воровать вещи или деньги?
Наиболее распространенные причины воровства у детей
      Причины воровства могут различаться в зависимости от возраста ребенка. Маленькие дети чаще всего воруют потому, что не знают, где проходят границы «своего» и «чужого». В то время как подростки делают это вполне осознанно, особенно, если их шантажируют сверстники, или, попав в плохую компанию.
1. У ребенка может быть пока не сформировано представление о собственности. Это довольно сложное понятие, которое ребенок, растущий в семье, осваивает постепенно. Ребенок, который жил в детском доме, может ничего не знать о назначении денег, что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат. У него нет опыта обладания своими собственными вещами, а значит, и привычки уважать чужую собственность.
2. Воровство может быть просто привычкой, возможно, ребенка учили этому и хвалили, когда он приносил деньги и вещи старшим.
3. Родители таких детей без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения, ограничивают карманные деньги. Это заставляет ребенка чувствовать себя «белой вороной» среди сверстников, что для подростка очень тяжело. Ему кажется, что с ним не считаются, не доверяют ему.
4. Подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. Это особенно характерно для детей, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т.д. В положение изгоя легко может попасть новенький в классе, особенно если ребенок нервничает, ведет себя неуверенно.
5. Чтобы привлечь внимание родителей, особенно если взрослые очень болезненно воспринимают воровство. Деньги или купленные на них сладости ребенок может воспринимать как символическое замещение родительской любви.
6. Дети пытаются «объединить» родителей, если они в ссоре. Но вот ребенок украл - и папа с мамой вместе принимают меры.
7. Приемный ребенок, особенно в период адаптации, постоянно чувствует тревогу и страх, что его могут отдать обратно. Поэтому ребенок начинает провоцировать приемных родителей по принципу «брось, а то уронишь».
8. Встречается навязчивое воровство невротического характера, связанное с постоянно высоким уровнем тревоги. Здесь мы имеем дело с психологической зависимостью, воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.
9. Способ сохранить верность своим кровным родителям, особенно если единственное, что ему известно о маме - что она сидела за кражу. Такое поведение более вероятно, если допускаются негативные высказывания в их адрес, подчеркивают, что ребенок благодаря воспитанию в новой семье теперь будет не «не таким», как его кровные родители.  
10. От безвыходности: если у него вымогают деньги  путем угроз или он страдает наркозависимостью. Возможно, его отношения с приемными родителями еще не таковы, чтобы он мог обратиться к ним за помощью.
11. Очень острое желание обладать чем-то, которое охватывает ребенка и которое бывает непонятно взрослым. Такое желание может подогреваться рекламой (маркетинговыми акциями под лозунгом «Собери их все»). Это очень важный жизненный опыт. Без такого опыта невозможно формирование совести. Ведь совесть - не следование внешним правилам, а внутренний сторож, который не позволяет поступать неправильно, потому что «знаешь, как потом будет плохо на душе».  

           Как мы видим, все названные ситуации, кроме последней, не имеют никакого отношения к воровству как таковому. Ни в одной из них ребенок не хочет «сознательно присвоить чужое» (именно таково словарное определение понятия «воровство»). Его цели совсем иные: любовь, покой, безопасность, успешность и т.д. Можно надеяться, что показав ему, как можно добиться того же самого, не прибегая к воровству чужих вещей и денег, мы поможем ребенку избавиться от этого крайне неприятного вида трудного поведения.
Необходимо помнить, что ребенок свое поведение строит по примеру взрослого. Поэтому родителям в ходе беседы с ребенком важно выразить свою уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое. Своим собственным поведением необходимо выражать уважение к чужой собственности, в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах.
Психологи единодушны во мнении, что желание взять чужое у детей не исправляется с помощью наказания.
Что делать, если вы обнаружили у ребенка чужую вещь? Прежде всего, постараться понять, ворует ли он осознанно или невинно уходит с чужими вещами в кармане. Это разные вещи. Совершив кражу, ребенок намеренно скрывает это от других. Постарайтесь понаблюдать за ребенком и понять причину этого поступка. Доверительно поговорите с ним об этом, разъясните ему другие возможности получения желаемого.
         Когда же речь идет о невинном присвоении (хотя и заслуживающем порицания), ребенок открыто рассказывает об этом, и здесь бывает достаточно обратиться к его   сознанию и разъяснить общепринятые правила.
        Ребенок должен чувствовать опору, поддержку и уверенность в себе,  которые  дает ему родительская любовь. Иначе он будет брать чужие вещи даже тогда, когда они не имеют для него никакого значения, а просто олицетворяют любовь, взаимопонимание и отчаянное желание иметь то, что хочется.
Во многих случаях воровство детей – это своеобразная проверка границ дозволенного. Находясь в приемной семье, ребенок может намеренно совершать плохие поступки, желая выяснить, готовы ли новые родители любить и прощать его при любых обстоятельствах.

Как реагировать на первое воровство ребенка
Специалисты разделяют детское воровство на два вида – «острое» и «хроническое».
«Острое» воровство – это первый случай подобного поведения. Родителям важно не поддаваться эмоциям, не начинать скандал и тем более не клеймить ребенка «преступником, которого посадят в тюрьму». Взрослым стоит установить четкий запрет на подобные действия, объяснив чаду, что это плохо и не разрешается никому: ни детям, ни взрослым, а затем выяснить их причины.
Предложите ребенку подумать, как будет чувствовать себя владелец вещи, лишившись ее. Возможно, он захочет воспользоваться ею, а нужного предмета не окажется под рукой. Как бы ребенок почувствовал себя на его месте? Скорее всего, расстроился бы или даже заплакал. Если воровство произошло в магазине – объясните своему чаду, что за пропажу товара несут ответственность работники заведения. На них наложат денежный штраф, и они не смогут что-то купить – себе или своим детям.
Также ребенка стоит научить нести ответственность за свои действия и поступки. Предложите ему самому вернуть украденное и извиниться. Не стоит просить его сделать это в присутствии большого количества людей. Разумнее задействовать только конкретных участников конфликта.
Если ребенок взял деньги, объясните ему, что это не просто бумажки. Любые деньги надо заработать. В этом случае детские психологи предлагают применить следующий психологический прием – записать на листочек сумму, украденную ребенком, и прикрепить его на видном месте. По мере выполнения им полезных дел – помощь по дому, выполненное поручение – эта сумма должна уменьшаться. Важно, чтобы это был процесс не одного дня. Ребенку стоит уяснить, что искупить вину за плохой поступок бывает очень непросто.
Как отучить ребенка воровать
«Хроническое» воровство подразумевает периодическое повторение одних и тех же поступков. В этом случае бороться нужно с причинами явления, а не с его последствиями. Ребенку не хватает острых ощущений? Запишите его в спортивную секцию или театральный кружок. Он хочет выделиться перед одноклассниками? Поделитесь с ним своим опытом по завоеванию авторитета другими способами – талантом, хорошими оценками или юмором.
Не стоит шантажировать ребенка. Вариант «если ты еще раз так сделаешь – я перестану тебя любить» неприемлем. Объясните своему чаду, что воровать плохо, акцентируя его внимание на том, что воровство – дурной поступок и теперь ребенку придется исправлять его последствия. Помните, что «гена воровства» не существует. А те люди, которые считают, что привычка к воровству неизлечима, скорее всего, никогда не пытались разобраться в этой проблеме.
7 шагов, которые нужно пройти, если ребенок украл
1.    Прежде всего, выразите отрицательную оценку подобным действиям ребенка.
2.    Наложите запрет на использование украденной вещи в любом качестве.
3.    Расскажите ребенку, какие переживания он наносит человеку, у которого что-то крадет.
4.    Научитесь спокойно реагировать на его стремление взять что-то чужое (например, случайно найденный на улице или забытый кем-то в транспорте предмет).
5.    Старайтесь по возможности исключать ситуации, провоцирующие детское воровство. Деньги, драгоценности, ценные вещи должны находиться в не доступном для ребенка месте.
6.    Продемонстрируйте ребенку готовность оказывать ему поддержку. Убедите его, что совершенный им поступок не влечет за собой лишения родительской любви, но не устраняет необходимости исправления самим ребенком совершенного им проступка.
7.    Постарайтесь понять, в чем причина воровства. Возможно, с этим связана какая-то проблема. Например, с ребенка кто-то требует возврат долга. Разделите с ребенком ответственность и помогите выйти из трудной жизненной ситуации.



Файл:  Загрузить

Возврат к списку