Методическая копилка

Сущность понятия девиантное поведение и его типы. Полезная информация (Обман)

Трудное поведение (обман)

Обман (ложь) – это намеренная попытка скрыть/сфабриковать фактическую информацию или реальные эмоции, осуществляемая посредством как устных, так и невербальных методов.
Цель обмана – создать/поддержать в одном человеке или нескольких людях мнение, которое самим коммуникатором считается ложным.

Основные виды лжи (обмана)
Активная ложь - умышленное сообщение заведомо ложных сведений (маскировка лжи, ее демонстрация и сокрытие истины).
Пассивная ложь  - умолчание информации (полное или частичное).
Осознаваемая ложь  - сознательное искажение фактов (например, ложь во спасение).
Неосознаваемая ложь - неосознанное искажение фактических событий ввиду различных эмоциональных состояний.
Патологическая ложь - выдумывание, прибавление или полное искажение действительной информации. Человек получает удовольствие ото лжи, ради самой лжи.

Виды детской лжи
«Героическая» - эта ложь является «средством для достижения благородных целей».
«Партийная» - это когда ребенок лжет вследствие своих личных отношений (симпатии или антипатии) к кому-либо, когда человеком движет принцип «правда для друзей и ложь для врагов».
«Эгоистическая» - ложь, продиктованная какими-либо личными интересами.
«Фантастическая» - ложь, продиктованная любовью к выдумке, которая чаще всего проявляется в игре.

Причины лжи (обмана):
1. Ложь выступает в качестве защитной реакции ребенка на действия своих новых родителей. Приемные дети воспринимают любое наказание, как несправедливое и болезненно реагируют на него, вплоть до истерики.
2. Вранье может использоваться в целях самоутверждения, например, когда подросток приписывает себе особые достижения в спорте или творчестве.
3. Ложь выступает, как средство манипуляции, когда ребенок хочет заставить родителей что-то для него сделать.
4. Ложь для привлечения внимания. Стремление вызвать интерес к себе, признание со стороны других.
5. Подражание родителям.
6. Чаще всего приемные дети врут для того, чтобы скрыть свои неблаговидные поступки. Ребенку проще сказать, что он ни в чем не виноват или, что обвинения в его адрес несправедливы, чем признаться в содеянном.
7. Ложь, как причина прессинга в семьях с авторитарными родителями. Постоянно требуя от ребенка хорошо учиться или прилично себя вести, взрослые сами того не замечая загоняют его в тупик. В итоге малыш начинает сознательно скрывать от родителей плохие оценки, стирает замечания в школьном дневнике или прогуливает занятия.

Что нельзя делать в ситуации обмана:
1. Наказывать ребенка и угрожать. Такая реакция может вызвать у ребенка любого возраста страх и гнев. Эти эмоции прочно будут связаны с фигурой родителей и могут спровоцировать новый обман.
2. Игнорировать ложь ребенка, боясь совсем оттолкнуть его от себя. Есть риск того, что ребенок угодит в какую-то неприятную ситуацию, а вы так и останетесь в неизвестности, что происходит в душе у ребенка. Также ребенок может подумать, что родителю нет дела до его жизни и проблем. Скрывая переживания, члены семьи рискуют отдалиться друг от друга и совсем перестать понимать, что происходит.
3. Стыдить ребенка, стыдиться его перед другими людьми, отрекаться от него. Это самая опасная ошибка родителя. Кроме отчуждения вашего ребенка, усиления его страха и снижения самооценки вы ничего не добьетесь.
4. Обвинять его, задавая вопрос: «Как ты мог наврать родителям, ведь мы в тебя вложили столько сил!» Это может вызвать протест ребенка: «Я вас об этом не просил!», что, в конечном счете, приведет к большей замкнутости, отчуждению и усилению чувства вины.





Файл:  Загрузить

Возврат к списку