Методическая копилка

Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетним. Полезая информация

Жестокое обращение с ребенком- это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.
Целесообразно подразделять три  уровня жестокого обращения:
- минимальный – опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но вероятность повторения  подобных фактов очевидна.
- средний – серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают немедленно, вследствие такого обращения с детьми, но могут проявиться в будущем.
- критический – оставление ребенка в семье без неотложной помощи может привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка.
Причины жестокого обращения:
В группу риска родителей входят:
•    люди, которые сами подвергались насилию в детстве;
•    люди, которые страдают психическими расстройствами (депрессия, шизофрения, эпилепсия);
•    люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
•    испытывающие экономические и социальные трудности;
•    молодые матери (до 18 лет);
•    семьи со сложным психологическим климатом
В группу риска детей входят:
•    дети младенческого и раннего возраста, отличающиеся беспокойностью и раздражительностью, что зачастую приводит к проявлению жестокого физического обращения с их стороны;
•    дети с физическими и психическими отклонениями, у ряда родителей дети, имеющие видимые физические отклонения, умственную отсталость или другие выраженные дефекты вызывают реакцию отвержения, раздражения и даже агрессии;
•    Дети с гиперактивным и импульсивным поведением, что часто раздражает и утомляет родителей и довольно часто толкает их на путь физического наказания ребёнка, однако следует отметить, что плохое поведение детей в ряде случаев уже является результатом жестокого обращения с ними.
Основные формы жестокого обращения с детьми:
•    эмоциональное (психологическое) насилие;
•    физическое насилие;
•    сексуальное насилие;
•    пренебрежение (заброшенность, беспризорность).
1. Эмоциональное (психологическое) насилие - это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.
Формы поведения родителей, приводящих к эмоциональному срыву:
•    отказ родителей от детей;
•    изоляция детей:
      а) эмоциональная;
      б) физическая.
•    запугивание;
•    постоянные оскорбления;
•    игнорирование;
•    развращение детей.
Симптомы и последствия эмоционального насилия:
Внешние показатели:
•    отстает в физическом развитии;
•    существенные недостатки в речевом развитии;
•    с трудом поддается воспитательному воздействию;
•    отстает в общем развитии от детей своего возраста (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, моторики);
•    ночное и/или дневное недержание мочи;
•    психосоматические жалобы, такие как головная боль, боль в животе; говорит, что ему «плохо», боли в области сердца и т. д.
Эмоциональные и поведенческие реакции ребенка:
•    слишком активно ведет себя, мешая другим; Имеет странные   привычки (кусается, монотонно раскачивается, щиплется, сосет палец и т. д.);
•    плохо спит; ночные приступы страха;
•    не умеет играть с другими детьми;
•    всего боится;
•    часто имеет навязчивые идеи;
•    дает истерические реакции или наоборот: заторможен, отрешен, не включается в разговор или работу;
•    эмоционально невосприимчив, равнодушен;
•    грустен, депрессивен;
•    «Приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла.
Личностные особенности ребенка подвергающегося эмоциональному насилию:
•    заниженная самооценка;
•    низкий уровень самоуважения;
•    агрессивность или безразличие;
•    чувство одиночества и ненужности;
•    отсутствие друзей;
•    небольшой стресс вызывает чувство тревоги и возбуждения.


























2.Физическое насилие - это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинении телесных повреждений.
    Симптомы и последствия физического насилия:
Внешние показатели:
•    синяки и кровоподтеки на теле в различной степени заживания, нанесенные шнуром, ремнем, палкой и т. д.;
•    необъяснимые следы ожогов, как правило, от сигарет на пятках, ладонях, спине и ягодицах;
•    ожоги горячим предметом (от зажигалки, сковородки, утюга и т. д.). Внутренние повреждения (разрыв печени, в результате удара в живот);
•    переломы, вывихи или растяжения, главным образом черепа, носа, лица, в разных стадиях заживания;
•    наличие на голове участков без волос;
•    шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами. След от руки, следы укусов на кожея;
•    необычное состояние ребёнка после насильственного приема лекарств или алкоголя.
Эмоциональные и поведенческие реакции ребенка:
•    ощущает тревогу в общении с взрослыми;
•    испытывает чувство вины;
•    проявляет крайние формы поведения; или агрессивность, или нежелание общаться;
•    боится родителей. Боится идти домой. Совершает побеги из дома;
•    жалуется, что родители бьют;
•    часто смотрит в одну точку, ничего не видя вокруг;
•    может долго лежать на одном месте, озираясь вокруг;
•    не плачет при осмотре врача;
•    путано отвечает на вопросы;
•    болезненно реагирует на плач других;
•    иногда ведет себя чрезмерно по-взрослому;
•    пытается манипулировать другими, чтобы привлечь к себе внимание;
•    имеет низкую самооценку;
•    необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок - теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут);
•    ношение неподходящей к погодным условиям одежды (чтобы скрыть кровоподтеки).



















3.Сексуальное насилие - Это использование ребёнка и подростка с его согласия или без такого, другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
В целом в литературе не существует единого мнения по поводу определения сексуального насилия, так как оно может включать в себя такие понятия, как сексуальное оскорбление, сексуальное нападение, изнасилование, развращение, инцест, показ порнографии детям, использование детей для производства порнографической продукции и проституции
    Симптомы сексуального насилия
Внешние показатели:
•    порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
•    трудности при ходьбе и сидении;
•    жалобы на боль в области половых органов, боли в животе непонятного происхождения, головная боль;
•    опухоль или раздражение в области половых органов. Синяки на внешних половых органах;
•    кровотечение из половых органов. ü Выделение из половых органов.
•    гематомы на груди, ягодицах, нижней части живота, бедрах;
•    следы спермы на одежде, коже и в области половых органов, бёдер.
Последствия сексуального насилия
•    повреждение генитальной, анальной области, в том числе нарушение целостности девственной плевы;
•    «Зияние ануса»;
•    заболевания, передающиеся половым путем;
•    беременность;
•    венерическая болезнь;
•    недержание кала («пачкание одежды»), энурез;
•    нервно-психические расстройства;
•    психосоматические расстройства;
•    мочеполовые инфекции и боли в горле.
Особенности психического состояния и поведения ребенка:
Дети дошкольного возраста:
•    ночные кошмары и нарушение сна;
•    встревоженность и страхи;
•    регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста);
•    несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуально-агрессивные игры со сверстниками, игрушками или с самим собой. ü Открытая мастурбация;
•    боится оставаться один с кем-то;
•    жалуется взрослым на сексуальные посягательства.
Дети младшего школьного возраста:
•    резкое ухудшение успеваемости;
•    посттравматические стрессовые расстройства;
•    неспособность концентрироваться;
•    несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально- окрашенное поведение;
•    гнев, агрессивное поведение;
•    ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками;
•    деструктивное поведение. Мастурбация.
Подростки:
•    депрессия;
•    низкая самооценка;
•    агрессивное, антисоциальное поведение;
•    проблемы в школе;
•    социальная изоляция;
•    затруднения с половой идентификацией;
•    сексуализированное поведение;
•    угрозы и попытки самоубийства;
•    употребление алкоголя, наркотиков;
•    проституция, беспорядочные половые связи;
•    уходы из дома;
•    насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.
























4. Пренебрежение - это форма жестокого обращения с детьми, при которой родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье.
Пренебрежение физическими потребностями ребёнка.
Внешние показатели и поведенческие реакции:
•    Очень худой или очень толстый ребёнок. Из-за неправильного, несоответствующего возрасту питания ребёнок или не прибавляет в весе, или наоборот выглядит очень толстым.
•    Очень бледный, анемичный ребёнок. Родители не следят за тем, чтобы ребёнок получал все витамины и необходимые для его развития продукты.
•    Грудной ребёнок "ищет еду" губами. Мать забывает кормить или не хочет кормить ребёнка; или дает ему пищу, несоответствующую возрасту.
•    Жадно ест, когда предлагают.
•    Опрелости у грудных детей, постоянно грязный ребёнок. Ребёнку не меняют пеленки, не моют его, не выполняют элементарные гигиенические требования.
•    Ребёнок одет не по погоде. В холодную погоду ребёнок ходит без теплой одежды и обуви.
Пренебрежение эмоциональными потребностями ребёнка
Поведенческие и эмоциональные реакции:
•    Ребенок не ищет инициаций со стороны родителей. Зная, что родители только раздражаются, когда ребёнок ищет их внимания, он перестает просить у них помощи и старается как можно реже обращаться к ним.
•    Неласковый ребёнок. Ребёнок моделирует поведение родителей, которые никогда не проявляют нежных чувств по отношению к нему (не гладят его по голове, не берут на руки, не целуют).
•    Старается привлечь внимание любого взрослого, виснет на нём. С удовольствием уходит с чужими.
•    Ребёнок, испытывающий чувство одиночества. Несчастный ребёнок. Ребенок часто находится запертым один дома.
Пренебрежение поддержанием восстановлением здоровья ребёнка
•    Ребёнка не показывают врачу, когда это требуется по состоянию здоровья, не лечат его.
•    Отказываются от необходимых процедур, прививок, предписания врачей.
•    Не проводят обследования ребёнка.
•    Не вызывают скорую помощь, когда это необходимо.
Пренебрежение получением ребёнком образования
Внешние показатели и поведенческие реакции:
•    задержка психического развития и речи;
•    ребёнок пропускает школу или часто опаздывает;
•    ребёнок пропускает школу по причине того, что смотрел за другими детьми»;
•    у ребёнка может быть "школьный невроз" из-за страха перед школой и отсутствия помощи родителей;
•    всегда невыполненные домашние задания;
•    родители не бывают в школе и не интересуются успеваемостью ребёнка.




Файл:  Загрузить

Возврат к списку