Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»
Методическая копилка
Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетним. Полезая информация
Жестокое обращение с ребенком- это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.Целесообразно подразделять три уровня жестокого обращения:
- минимальный – опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но вероятность повторения подобных фактов очевидна.
- средний – серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают немедленно, вследствие такого обращения с детьми, но могут проявиться в будущем.
- критический – оставление ребенка в семье без неотложной помощи может привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка.
Причины жестокого обращения:
В группу риска родителей входят:
• люди, которые сами подвергались насилию в детстве;
• люди, которые страдают психическими расстройствами (депрессия, шизофрения, эпилепсия);
• люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
• испытывающие экономические и социальные трудности;
• молодые матери (до 18 лет);
• семьи со сложным психологическим климатом
В группу риска детей входят:
• дети младенческого и раннего возраста, отличающиеся беспокойностью и раздражительностью, что зачастую приводит к проявлению жестокого физического обращения с их стороны;
• дети с физическими и психическими отклонениями, у ряда родителей дети, имеющие видимые физические отклонения, умственную отсталость или другие выраженные дефекты вызывают реакцию отвержения, раздражения и даже агрессии;
• Дети с гиперактивным и импульсивным поведением, что часто раздражает и утомляет родителей и довольно часто толкает их на путь физического наказания ребёнка, однако следует отметить, что плохое поведение детей в ряде случаев уже является результатом жестокого обращения с ними.
Основные формы жестокого обращения с детьми:
• эмоциональное (психологическое) насилие;
• физическое насилие;
• сексуальное насилие;
• пренебрежение (заброшенность, беспризорность).
1. Эмоциональное (психологическое) насилие - это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.
Формы поведения родителей, приводящих к эмоциональному срыву:
• отказ родителей от детей;
• изоляция детей:
а) эмоциональная;
б) физическая.
• запугивание;
• постоянные оскорбления;
• игнорирование;
• развращение детей.
Симптомы и последствия эмоционального насилия:
Внешние показатели:
• отстает в физическом развитии;
• существенные недостатки в речевом развитии;
• с трудом поддается воспитательному воздействию;
• отстает в общем развитии от детей своего возраста (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, моторики);
• ночное и/или дневное недержание мочи;
• психосоматические жалобы, такие как головная боль, боль в животе; говорит, что ему «плохо», боли в области сердца и т. д.
Эмоциональные и поведенческие реакции ребенка:
• слишком активно ведет себя, мешая другим; Имеет странные привычки (кусается, монотонно раскачивается, щиплется, сосет палец и т. д.);
• плохо спит; ночные приступы страха;
• не умеет играть с другими детьми;
• всего боится;
• часто имеет навязчивые идеи;
• дает истерические реакции или наоборот: заторможен, отрешен, не включается в разговор или работу;
• эмоционально невосприимчив, равнодушен;
• грустен, депрессивен;
• «Приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла.
Личностные особенности ребенка подвергающегося эмоциональному насилию:
• заниженная самооценка;
• низкий уровень самоуважения;
• агрессивность или безразличие;
• чувство одиночества и ненужности;
• отсутствие друзей;
• небольшой стресс вызывает чувство тревоги и возбуждения.
2.Физическое насилие - это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинении телесных повреждений.
Симптомы и последствия физического насилия:
Внешние показатели:
• синяки и кровоподтеки на теле в различной степени заживания, нанесенные шнуром, ремнем, палкой и т. д.;
• необъяснимые следы ожогов, как правило, от сигарет на пятках, ладонях, спине и ягодицах;
• ожоги горячим предметом (от зажигалки, сковородки, утюга и т. д.). Внутренние повреждения (разрыв печени, в результате удара в живот);
• переломы, вывихи или растяжения, главным образом черепа, носа, лица, в разных стадиях заживания;
• наличие на голове участков без волос;
• шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами. След от руки, следы укусов на кожея;
• необычное состояние ребёнка после насильственного приема лекарств или алкоголя.
Эмоциональные и поведенческие реакции ребенка:
• ощущает тревогу в общении с взрослыми;
• испытывает чувство вины;
• проявляет крайние формы поведения; или агрессивность, или нежелание общаться;
• боится родителей. Боится идти домой. Совершает побеги из дома;
• жалуется, что родители бьют;
• часто смотрит в одну точку, ничего не видя вокруг;
• может долго лежать на одном месте, озираясь вокруг;
• не плачет при осмотре врача;
• путано отвечает на вопросы;
• болезненно реагирует на плач других;
• иногда ведет себя чрезмерно по-взрослому;
• пытается манипулировать другими, чтобы привлечь к себе внимание;
• имеет низкую самооценку;
• необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок - теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут);
• ношение неподходящей к погодным условиям одежды (чтобы скрыть кровоподтеки).
3.Сексуальное насилие - Это использование ребёнка и подростка с его согласия или без такого, другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
В целом в литературе не существует единого мнения по поводу определения сексуального насилия, так как оно может включать в себя такие понятия, как сексуальное оскорбление, сексуальное нападение, изнасилование, развращение, инцест, показ порнографии детям, использование детей для производства порнографической продукции и проституции
Симптомы сексуального насилия
Внешние показатели:
• порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
• трудности при ходьбе и сидении;
• жалобы на боль в области половых органов, боли в животе непонятного происхождения, головная боль;
• опухоль или раздражение в области половых органов. Синяки на внешних половых органах;
• кровотечение из половых органов. ü Выделение из половых органов.
• гематомы на груди, ягодицах, нижней части живота, бедрах;
• следы спермы на одежде, коже и в области половых органов, бёдер.
Последствия сексуального насилия
• повреждение генитальной, анальной области, в том числе нарушение целостности девственной плевы;
• «Зияние ануса»;
• заболевания, передающиеся половым путем;
• беременность;
• венерическая болезнь;
• недержание кала («пачкание одежды»), энурез;
• нервно-психические расстройства;
• психосоматические расстройства;
• мочеполовые инфекции и боли в горле.
Особенности психического состояния и поведения ребенка:
Дети дошкольного возраста:
• ночные кошмары и нарушение сна;
• встревоженность и страхи;
• регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста);
• несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуально-агрессивные игры со сверстниками, игрушками или с самим собой. ü Открытая мастурбация;
• боится оставаться один с кем-то;
• жалуется взрослым на сексуальные посягательства.
Дети младшего школьного возраста:
• резкое ухудшение успеваемости;
• посттравматические стрессовые расстройства;
• неспособность концентрироваться;
• несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально- окрашенное поведение;
• гнев, агрессивное поведение;
• ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками;
• деструктивное поведение. Мастурбация.
Подростки:
• депрессия;
• низкая самооценка;
• агрессивное, антисоциальное поведение;
• проблемы в школе;
• социальная изоляция;
• затруднения с половой идентификацией;
• сексуализированное поведение;
• угрозы и попытки самоубийства;
• употребление алкоголя, наркотиков;
• проституция, беспорядочные половые связи;
• уходы из дома;
• насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.
4. Пренебрежение - это форма жестокого обращения с детьми, при которой родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье.
Пренебрежение физическими потребностями ребёнка.
Внешние показатели и поведенческие реакции:
• Очень худой или очень толстый ребёнок. Из-за неправильного, несоответствующего возрасту питания ребёнок или не прибавляет в весе, или наоборот выглядит очень толстым.
• Очень бледный, анемичный ребёнок. Родители не следят за тем, чтобы ребёнок получал все витамины и необходимые для его развития продукты.
• Грудной ребёнок "ищет еду" губами. Мать забывает кормить или не хочет кормить ребёнка; или дает ему пищу, несоответствующую возрасту.
• Жадно ест, когда предлагают.
• Опрелости у грудных детей, постоянно грязный ребёнок. Ребёнку не меняют пеленки, не моют его, не выполняют элементарные гигиенические требования.
• Ребёнок одет не по погоде. В холодную погоду ребёнок ходит без теплой одежды и обуви.
Пренебрежение эмоциональными потребностями ребёнка
Поведенческие и эмоциональные реакции:
• Ребенок не ищет инициаций со стороны родителей. Зная, что родители только раздражаются, когда ребёнок ищет их внимания, он перестает просить у них помощи и старается как можно реже обращаться к ним.
• Неласковый ребёнок. Ребёнок моделирует поведение родителей, которые никогда не проявляют нежных чувств по отношению к нему (не гладят его по голове, не берут на руки, не целуют).
• Старается привлечь внимание любого взрослого, виснет на нём. С удовольствием уходит с чужими.
• Ребёнок, испытывающий чувство одиночества. Несчастный ребёнок. Ребенок часто находится запертым один дома.
Пренебрежение поддержанием восстановлением здоровья ребёнка
• Ребёнка не показывают врачу, когда это требуется по состоянию здоровья, не лечат его.
• Отказываются от необходимых процедур, прививок, предписания врачей.
• Не проводят обследования ребёнка.
• Не вызывают скорую помощь, когда это необходимо.
Пренебрежение получением ребёнком образования
Внешние показатели и поведенческие реакции:
• задержка психического развития и речи;
• ребёнок пропускает школу или часто опаздывает;
• ребёнок пропускает школу по причине того, что смотрел за другими детьми»;
• у ребёнка может быть "школьный невроз" из-за страха перед школой и отсутствия помощи родителей;
• всегда невыполненные домашние задания;
• родители не бывают в школе и не интересуются успеваемостью ребёнка.
Файл: Загрузить