Визитная карта

Визитная карта


Документы:

Технология профилактики аддиктивного поведения детей и подростков «Вместе мы сильнее».


       ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.     Актуальность технологии

 

Аддиктивное поведение – это один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности в целях развития и поддержания интенсивных эмоций. Аддиктивность детей и подростков относится к группе поведенческих отклонений (зависимостей).

Конечно, подростки больше других возрастных категорий подвержены риску аддикции. Их психика еще не полностью сформирована, в организме происходит гормональная перестройка, индивид учится осознавать себя частью общества, адаптируется ко взрослой жизни. Аддиктивное поведение очень тесно связано со злоупотреблением психотропными веществами, общением с определенными людьми, занятием некоторыми видами деятельности.

В переводе с английского, слово «addiction» означает «склонность, пагубная привычка». Когда личность постоянно старается уйти от реальности, возникает стойкая психологическая зависимость. Не так сложно устранить химические факторы, как психологические.

Выделяют следующие виды аддиктивного поведения (см. рисунок 1):

 

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ


Пристрастие к азартным играм


Компьютерная зависимость


Наркомания


Токсикомания


Курение


Алкоголизм


 

 

 

 


                                         

 

Нарушение пищевого поведения


 

 

 


Рисунок 1. Виды аддиктивного поведения

Аддикция среди несовершеннолетних представлена в различных степенях тяжести. Она может быть практически незаметной, сходной с нормальным поведением или же доходить до крайностей. Высокая степень аддиктивности сопровождается психосоматическими патологиями. Разные формы зависимостей имеют особенность сочетаться и переходить одна в другую. Отказавшись от алкоголя, человек начинает много курить; отказавшись от наркотических веществ, многие люди приходят к религии, становясь фанатиками и поддерживая, таким образом, свое психологическое состояние на том же уровне, что и прежде.

Аддикция у подрастающего поколения сегодня является острой проблемой, которая приводит к деградации общества в целом. Поэтому главным инструментом борьбы с аддиктиными проявлениями становится профилактика, проводимая на уровне семьи, образовательных учреждений, учреждений социальной сферы. Технология «Вместе мы сильнее» призвана сформировать у детей и подростков навыки ответственного поведения за свое будущее.

2. Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 10 до 17 лет, родители, семьи «группы риска».

3. Цель технологии: формирование целостной системы воспитания и образования подростков в современных условиях, направленной на развитие у несовершеннолетних устойчивого негативного отношения ко всем формам аддиктивного поведения.

4. Задачи:

- организовать профилактическую работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- сформировать общие и специальные знания, отношения и установки (о ПАВ) у несовершеннолетних и родителей;

- выработать у несовершеннолетних чувство уважения к себе, чувство собственного достоинства, неприятия ПАВ как способа воздействия на свою личность;

- дать четкое представление о механизмах и последствиях компьютерной, пищевой зависимости, пристрастия к азартным играм;

- развивать систему родительского всеобуча по проблемам семейного воспитания и вопросам предупреждения приобщения детей к психоактивным веществам, повышения культуры взаимоотношений в семье.

5. Формы работы:

- лекция;

- беседа;

- семинар;

- ролевая и деловая игра;

- занятия с элементами тренинга;

- мозговой штурм;

- коуч-сессия для родителей;

- дискуссия;

- круглый стол;

- конкурс творческих работ (конкурс рисунков, книжная выставка);

- клубная деятельность;

- социологический опрос;

- показ видеоматериалов по теме;

- дистанционные формы работы (skype, телефонное консультирование, социальные сети).

Используются как групповые, так и индивидуальные формы работы.

6. Методы работы:

- метод проблемного изложения;

- объяснительно-иллюстративный;

- исследовательский;

- частично-поисковый;

- практический;

- аналитический.

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1.                Этапы реализации технологии

Технология рассчитана на 1 год и включает в себя три этапа: диагностирующий, организационно-практический и заключительный (см. таблицу 1).

Таблица 1. Этапы реализации технологии «Вместе мы сильнее»

 


Название этапа

Значение этапа

I. Диагностирующий этап (1-2 месяца )

Цель этапа – изучение существующих в подростковой среде тенденций употребления ПАВ.

Задачи этапа:

1. Определить степень информированности детей по проблеме.

2. Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению ПАВ.

3. Обозначить существующие мотивы игромании, компьютерной зависимости, пристрастия к алкоголю и табакокурению.

4. Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности несовершеннолетних в проблему.

II. Организационно-практический этап (6 -7 месяцев)

Цель этапа – реализация работы по профилактике аддиктивного поведения среди несовершеннолетних.

Задачи:

1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках.

2. Способствовать накоплению знаний у подростков путем обсуждения проблем, связанных с употреблением ПАВ, компьютерной зависимостью.

3. Развивать стремление детей понимать собственные проблемы и анализировать свои отношения с окружающими.

4. Создать условия для формирования у несовершеннолетних культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.

5. Обеспечить конструктивное взаимодействие подростков и их родителей.

Значение этапа:

- развитие у подростков таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным явлениям;

- формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;

- выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

III. Заключительный этап (2 - 3 месяца)

Цель этапа: определение эффективности разработанной системы профилактики аддиктивных форм поведения несовершеннолетних.

Задачи этапа:

1. Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе.

2. Определить изменения личностной позиции детей подросткового возраста в отношении проблемы.

Значение этапа:

- обобщение и систематизация информации, полученной в процессе проведения профилактической работы;

- формулировка выводов об эффективности проводимых мероприятий;

- планирование дальнейшей работы по профилактике аддиктивного поведения.


 

2. Основные направления профилактической работы

Технология «Вместе мы сильнее» отличается многоаспектностью и включает такие направления профилактической работы, как:

- социально-педагогическое направление – формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к химическим и нехимическим зависимостям;

- психологическое направление – формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой;

- коррекционно-образовательное направление – формирование системы представления о негативных последствиях употребления ПАВ и коррекция аддиктивных проявлений в поведении несовершеннолетних.

Технология предполагает работу с несовершеннолетними, их родителями, тесное взаимодействие между специалистами Учреждения, а также сотрудничество с организациями, ответственными за профилактику употребления ПАВ.

Работа с несовершеннолетними включает:

- общую воспитательную работу с несовершеннолетними;

- целенаправленную работу с детьми группы-риска.

Работа с родителями включает:

- информирование и консультирование родителей по проблеме;

- работу с конфликтными семьями (семьями группы-риска);

- психолого-педагогическую поддержку семей, в которых ребенок имеет химическую или нехимическую зависимость.

Работа со специалистами Учреждения заключается в повышении уровня компетентности специалистов по проблеме аддикции.

3. Алгоритм деятельности

План профилактической работы по аддиктивному поведению несовершеннолетних представлен в таблице 2.

Таблица 2. Тематический план

 

Тема занятия

Форма проведения

Сроки реализации

Ответственные

«Вредные привычки», «Зависимые состояния»

Анкетирование

сентябрь-октябрь

Психолог

Встреча с родителями по проблеме зависимостей

Лекционное занятие с просмотром видеоматериалов

октябрь

Социальный педагог, психолог

«Опасные привычки»

Информационный час

октябрь

Социальный педагог

«Что такое алкоголь?»

Беседа

ноябрь

Социальный педагог

«Давайте задумаемся»

Ток-шоу по проблеме алкоголизма

ноябрь

Психолог

«Всего одна рюмка!»

Видеолекторий

ноябрь

Социальный педагог

«Как сказать наркотикам «НЕТ»?

Час коммуникативного общения

декабрь

Социальный педагог

«21 век – век без наркотиков!»

Акция

декабрь

Социальный педагог, специалист по социальной работе

«Причина одна, последствий множество!»

Лекция

декабрь

Врач-педиатр

Конкурс рисунков, плакатов, направленный на борьбу с курением

Конкурс

январь

Социальный педагог

«Безвредных сигарет не бывает»

Игра «Что? Где? Когда?»

январь

Социальный педагог, психолог

«Культура взаимоотношений!»

Коуч-сессия для родителей

январь-февраль

Социальный педагог, психолог

«Курить – здоровью вредить!»

Цикл бесед

февраль

Социальный педагог

«В мире соблазнов. Групповое давление»

Занятие с элементами тренинга

февраль

Психолог, социальный педагог

«Как бросить курить?»

Ситуативный практикум

март

Психолог

«Нехимические зависимости»

Цикл бесед

март

Социальный педагог

«Что такое булимия?»

Лекция, консультация

апрель

Врач-педиатр

«Стандарты красоты: анорексия»

Беседа

апрель

Социальный педагог, врач-педиатр

«Жажда азарта»

Ситуативный практикум

апрель

Психолог

«Всемирная паутина. Как не стать заложником Интернета»

Коуч-сессия

май

Социальный педагог, психолог

«Стоп-СПИД!»

Акция

май

Специалист по социальной работе, социальный педагог

«Компьютерная зависимость: мифы и реальность»

Практическое занятие

май

Социальный педагог, психолог

«Вредные привычки»,

«Зависимые состояния»

Анкетирование

июнь

Социальный педагог

Формы работы могут меняться в зависимости от того, проводятся ли групповые занятия или применяется индивидуальный подход к личности подростка в рамках технологии «Вместе мы сильнее».

 

4. Ресурсы

4.1. Кадровые ресурсы


№ п/п

Должность

Единицы

Функции

1.

Заведующий отделением

1

Участвует в разработке информационно-методического обеспечения технологии.

2.

Социальный педагог

1

Участвует в подготовке и проведении занятий, консультаций и мероприятий в рамках технологии.

3.

Специалист по социальной работе

1

Проводит организационную работу с несовершеннолетними и родителями, привлекает (при необходимости) специалистов различных служб сопровождения.

4.

Психолог

1

Проводит психологическую диагностику, тренинги.

5.

Врач-педиатр

1

Участвует в подготовке и проведении занятий в рамках технологии.


 

 

 

4.2. Материально-технические ресурсы

Отделение и учреждение располагают необходимыми материально-техническими средствами для проведения мероприятий в рамках технологии «Вместе мы сильнее». В наличии имеются: экран для просмотра слайдов, ватманы, листы формата А3, А4, канцелярские принадлежности, видеопроектор для презентаций, флип-чарт, а также помещения для занятий (кабинет для индивидуальных и групповых консультаций).

 

4.3. Информационные ресурсы: СМИ, интернет, сайт учреждения www.center-aprel.ru, E-mail: semia-aprel@yandex.ru, Skype: Zamsem и Semzam1, информационные материалы, информационные стенды.

 

4.4. Методические ресурсы:

Методическая продукция: информационно-просветительские буклеты, памятки по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних.

Перечень буклетов:

- «Наркотик бьет без промаха»

- «Прочти. Подумай. Откажись. О вреде курения!»

- «Как общаться с подростком…»

- «Стоп - СПИД!»

- «Курительные смеси – вдохновенье и восторг или…»

- «Вся правда об алкоголе»

- «Нехимические зависимости – иллюзия реальности»

- «Ребенок и компьютер. Интернет-зависимость»

- «Азартные игры: мифы и реальность»

- «Причина одна – последствий множество»

- «Стандарты красоты».

 

5. Контроль и управление

Заместитель директора – контролирует работу по реализации мероприятий в рамках технологии.

Заведующий отделением психолого-педагогической помощи – координирует работу специалистов, осуществляющих деятельность в рамках технологии.

Методическая комиссия – проводит экспертизу разработанных методических материалов, дает рекомендации.

 

6. Результаты

6.1. Ожидаемые результаты

- Вовлеченность несовершеннолетних в мероприятия профилактической направленности.

- Осознание несовершеннолетними негативного влияния различных форм аддикции на здоровье человека.

- Повышение приоритета здорового образа жизни.

- Развитие системы родительского всеобуча по проблемам семейного воспитания и вопросам предупреждения приобщения детей к психоактивным веществам.

- Повышение культуры взаимоотношений в семье.

- Выработка активной жизненной позиции у подростков, исключающей использование различных форм аддикции в качестве средства ухода от жизненных проблем.

 

6.2. Полученные результаты

Социальную значимость технологии «Вместе мы сильнее» можно будет оценить после ее утверждения и реализации за отчетный период       (1 год).

 

 

6.3. Критерии оценки эффективности

 

№ п/п

Задача

Ожидаемый результат

Критерии оценки

Количественные

Качественные

1.       

Организовать профилактическую работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 

Максимальная заинтересованность, вовлеченность несовершеннолетних в мероприятия профилактической направленности.

Охват мероприятиями не менее 70% целевой группы.

 

Направленность воспитательного процесса

на формирование правильных жизненных ориентиров подрастающего поколения.

2.       

Сформировать общие и специальные знания, отношения и установки (о ПАВ) у несовершеннолетних и родителей.

Осознание негативного влияния различных форм аддикции на здоровье человека.

Положительные результаты анкетирования (не менее 70%).

 

Приобретение дополнительных знаний по проблеме зависимых состояний.

3.       

Развивать у несовершеннолетних чувство уважения к себе, чувство собственного достоинства, неприятия ПАВ как способа воздействия на свою личность.

Повышение приоритета здорового образа жизни.

Разработка не менее 8-10 буклетов (памяток) для целевой группы.

Наличие сформированной негативной позиции по отношению к ПАВ.

4.       

Дать четкое представление о механизмах и последствиях компьютерной, пищевой зависимости, пристрастия к азартным играм.

Выработка активной жизненной позиции у подростков, исключающей использование различных форм аддикции в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Написание 3-х статей по теме.

Положительная динамика социального развития подрастающего поколения.

5.       

Создать систему родительского всеобуча по проблемам семейного воспитания и вопросам предупреждения приобщения детей к психоактивным веществам.

Повышение культуры семейных взаимоотношений.

Процентное соотношение участников мероприятий (родителей) – по плану и по факту.

Положительный резонанс и отзыв о мероприятиях, проводимых в рамках технологии «Вместе мы сильнее».

 

 

 

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Особенности работы с подростками группы риска. Методическое пособие. - М., РФ, 2008, 64с.

2. Колесов Д.В. Не допустить беды (о сущности и профилактике наркомании и токсикомании) - М., Педагогика, 1988, - 160с. – (Педагогика – родителям)

3. Короленко Ц.П. «Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития», Новосибирск, 1991 г., 251с.

4. Кун С., Шварцвельдер С., Уилсон У. Как уберечь детей от наркотиков и алкоголя. / Пер с англ. А.П. Пономаревой. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 192с.

5. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб., 2005, 252с.

6. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М., 2003, 445с.

7. Менделевич В.Д., Садыкова, Р.Г. Психология зависимой личности. - Казань, 2002, 236с.

8. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 359с.

9. Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семей, находящихся в социально-опасном положении. Мн.: АПО, 2010, 183с.

10. Шабалина В.В. Психология зависимого поведения: СПб, 2001 г., 336с.

 

 



Файл:  Загрузить

Возврат к списку

загрузка карты...


Место нахождения и почтовый адрес бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» : Российская Федерация, 628450, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, поселок городского типа  Барсово, улица Сосновый бор, дом 34.
Директор: Черкашина Елена Леонидовна
Приемная: +7 3462 740 555
Факс: +7 3462 740 555
E-mail: SurRCPSD@admhmao.ru
Группа в социальной сети «ВКонтакте»
Группа в социальной сети «Одноклассники»
Группа в социальной сети «Инстаграм»

Группа в социальной сети «ВКонтакте» Группа в социальной сети «ВКонтакте»

Группа в социальной сети «Одноклассники» Группа в социальной сети «Одноклассники»

Группа в социальной сети «Инстаграм» Группа в социальной сети «Инстаграм»