Визитная карта
Документы:
«Театральная мозаика» – технология раскрытия творческого потенциала детей, нуждающихся в социальной адаптации
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»
УТВЕРЖДЕНО
Решением методической комиссии бюджетного учреждения ХМАО – Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»
протокол № 4 от«25» 12_2019 г.
Председатель методической комиссии ________ Н.Ф. Иванова
от «___» _______ 2019_ г.
ТЕАТРАЛЬНАЯ МОЗАИКА
технология раскрытия творческого потенциала детей, нуждающихся в социальной адаптации
Автор:
Цыренова Нэлли Гончиковна, специалист по работе с семьей отделения психологической помощи гражданам
г.п. Барсово, Сургутский район
2019 год
Бюджетное учреждение социального обслуживания Ханты – Мансийского автономного
округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»
Технология
РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
«ТЕАТРАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
Автор технологии:
Цыренова Нэлли Гончиковна - специалист по работе с семьей
отделения психологической
помощи гражданам
г.п. Барсово, Сургутский район
2019г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность технологии:
Семья, пребывающая в трудной жизненной ситуации - это семья с особым статусом, особенности которой определяются не только личностными характеристиками всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но большей занятостью решением бытовых проблем, дефицитом общения, частым отсутствием работы у родителей.
Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, которых раздражают некомфортные условия существования рядом с особой семьей. Дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС), практически не имеют полноценных социальных контактов, достаточного круга общения со сверстниками. Главная проблема детей ТЖС — это, как правило, не достаточно развитые навыки эффективного общения и отрицательный фон эмоциональной сферы.
Социально-эмоциональный опыт ребенка, оказавшегося в нашем центре, носит преимущественно негативный характер, поэтому, создавая условия для развития конструктивного социально-эмоционального развития ребенка, мы решили уделить немаловажное внимание театрализованной деятельности. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность быстрее адаптироваться ему в социальной среде.
2. Целевая группа: несовершеннолетние, испытывающие трудности в социальной адаптации.
3. Цель: раскрыть духовный и творческий потенциал ребенка и дать возможность успешнее адаптироваться ему в социальной среде.
4. Задачи
1. Способствовать овладению различными средствами межличностного общения и развитию функций речи: (умение выражать образ в движениях, мимике, жестах, интонационное проговаривание фраз).
2. Знакомить с разными видами кукольного театра.
3. Формировать у детей эстетический вкус, поддерживать творческую активность
4. Развивать творческие способности, коммуникативные качества личности.
5. Повышать самооценку, уверенность в своих способностях.
Принципы реализации технологии:
· Обеспечение психологического комфорта и повышенного внимания к здоровью детей. Уважение личности ребёнка. Ориентация на его интересы, социально – эмоциональную и мотивационную сферы.
· Индивидуальный подход. С учетом возраста, психических и физических особенностей ребёнка.
· Заинтересованность родителей. Максимальная активность и вовлеченность в творческий процесс.
· Системность. Запланированная тема не ограничивается рамками одного занятия, а ежедневно включается во все формы социально-педагогического процесса.
· Содержательность. Разнообразие тематики и методов работы.
· Предоставление детям самостоятельности. Право выбора, самоопределение в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами.
· Сотрудничество. Со специалистами, педагогами, родителями.
5. Формы работы
Групповые, индивидуальные занятия; подготовка театрализованных представлений; занятия в «театральной мастерской».
6. Методы работы
Для выявления динамики в развитии положительных эмоциональных проявлений, используются диагностические методики, заимствованные из «Педагогической диагностики развития детей перед поступлением в школу». Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой и адаптированные для детей с отставанием в развитии.
Низкий уровень: 1 балл - Эмоциональное напряжение, проявления неадекватны, отказ. (Не различает эмоциональные состояния и их характеристики, отказывается их продемонстрировать, используя мимику, жест, движение);
Средний уровень: 2балла - Эмоциональные проявления неустойчивые, нуждаются в коррекции и помощи со стороны взрослого. (Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях, но затрудняется продемонстрировать их средствами мимики, жеста, движения.);
Высокий уровень: 3балла - Эмоциональные проявления адекватны, устойчивые, управляемые. (Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, используя мимику, жест, позу, движение).
II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для успешной реализации технологии «Театральная мозаика» в отделении психологической помощи гражданам была организована соответствующая предметно-развивающая среда - «театральная комната», в которой все средства обучения находятся в открытом доступе. Здесь собраны разные виды театров, в том числе выполненные руками детей и родителей, имеются ширмы. Оборудована костюмерная.
С целью повышения социально – педагогической грамотности родителей, был оформлен информационный стенд на тему: «Домашний театр» и разработаны памятки: «Какие «театры» можно организовать дома»; «Как создать дома «среду обитания» для своего ребенка, чтобы он вырос эмоциональным и творческим человеком».
Функции специалиста, внедряющего технологию, определяются оказанием социально-педагогических услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала детей (ТЖС).
Театрализованные занятия включаются в ежедневный социально-педагогический процесс и содержат в себе:
· Знакомство с различными видами кукольного театра (настольный, пальчиковый, бибабо, театр ложек и т.д.); овладение навыками кукловождения.
· Упражнения для развития мимики, пантомимики: (театральные этюды, психогимнастика).
· Слушание литературных и музыкальных произведений.
· Игры – драматизации.
· Игры на детских и народных музыкальных инструментах: бубен, металлофон, колокольчики, деревянные ложки, трещотки, свистелки и т. д.
Театрализованные представления. Данное направление в работе по технологии осуществляется через подготовку и показ для зрителей различных театрализованных представлений (кукольный или ролевой театр, инсценировка). Существуют адаптированные сказки для детей, не перегруженные незнакомыми словами и понятиями, имеющие небольшой объем, облегчающие восприятие. Все это делает сказку доступной к усвоению и воспроизведению. Наличие разнообразного театрального реквизита, вызывает у детей желание сыграть сказку, сначала для себя, а затем для зрителей. Кто-то из детей участвует в самом показе, кто-то в его подготовке (изготовлении пригласительных билетов, афиши), а кто-то только в качестве зрителя. Даже, если ребенок является только зрителем, сказка, спектакль очень положительно влияет на его восприятие. Красочные костюмы, красивые кукольные персонажи вызывают у него положительные эмоции: радость, смех, удивление.
С целью расширения социальных контактов, устраиваются театрализованные представления с участием детей и взрослых, на которые приглашаются дети из других отделений. Сколько радости и счастья дети испытывают, когда всё получается! Всех и каждого в отдельности ждут бурные аплодисменты.
Театральная мастерская. Здесь проводятся мастер – классы по изготовлению различных театральных кукол, игрушек, во время которых, старшие несовершеннолетние могут поделиться своим опытом, знаниями, умением в создании домашнего театра. Как показывает практика, интеграция элементов театрального творчества в процесс социальной адаптации детей, находящихся в ТЖС, создает возможность для раскрытия их творческого потенциала ребенка.
Реализация технологии «Театральная мозаика» помогает несовершеннолетним налаживать конструктивные контакты с окружающими.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменным интересом. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии. Наблюдая за достижениями детей, у родителей формируется эмоционально – положительное отношение к ребёнку, а главное принятие его таким, какой он есть. Взрослые учатся справляться с негативными эмоциями, переживаниями, организовывать совместный досуг, восполнять дефицит общения. Постановка игровых спектаклей помогает детям развить навыки общения, умение взаимодействовать с людьми разного пола и возраста, что способствует адекватному включению несовершеннолетнего в общество и подготовке его к самостоятельной жизни.
1. Этапы реализации
1 этап Диагностический – предполагает диагностику знаний, умений и навыков несовершеннолетнего.
2 этап Подготовительный – предполагает подготовку к занятиям с учетом возможностей каждого ребенка.
3 этап Практический – включает в себя проведение занятий в рамках технологии.
4 этап Аналитический – позволяет оценить эффективность реализации технологии, внести корректировки в случае необходимости.
2. Направления деятельности: социально – педагогическая коррекция, формирование позитивных интересов, организация досуга.
1. Театрализованные занятия.
2. Театрализованные представления.
3. «Театральная мастерская».
3. Алгоритм деятельности
· Организационный – постановка задачи, выбор направления, форм и методов работы.
· Практический - театрализованные занятия; подготовка и показ для зрителей различных театрализованных представлений (кукольный или ролевой театр, драматизация, инсценировка).
· Аналитический - оценка результатов проделанной работы, рекомендации родителям для закрепления полученных навыков дома до следующего курса социальной адаптации.
4. Ресурсы
4.1. Кадровые ресурсы. Специалист по работе с семьей, реализующий технологию.
4.2. Материально-технические:
- создание предметно - развивающей среды, путем оборудования «театральной» комнаты для проведения занятий и «костюмерной» комнаты, с набором соответствующего театрального реквизита;
- привлечение дополнительных спонсорских средств для обеспечения инновационных подходов к реализации технологии.
4.3. Информационные ресурсы:
- создание информационной базы по инновациям в детской театрализованной деятельности через интернет – ресурсы, в частности - международный образовательный портал Маам;
- изучение опыта работы с использованием театрализованной деятельности в различных детских коллективах: ДОУ «Василек» г. Сургут, школа восьмого вида п. Солнечный;
4.4. Методические ресурсы.
Диагностические методики авторов учебных пособий: Е.А. Стребелевой, Т.С.Комаровой, О.А. Соломенниковой , М.Д. Маханевой, Г.А. Мишиной, позволяющие наиболее полно выявить уровень знаний, умений и навыков несовершеннолетних и наиболее успешно применить её в социализации детей.
5.Контроль и управление.
Заведующий отделением контролирует процесс реализации технологии.
6. Результаты.
6.1. Ожидаемые результаты:
· Активизация эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей (участие детей в театрализованных представлениях).
· Развитие психомоторики: восприятие собственного тела, снятие мышечного напряжения через этюды, психогимнастику, умение ориентироваться в пространстве, передвигаясь по «сценической площадке».
· Раскрытие творческих способностей (принятие игрового образа, роли).
· Развитие мелкой моторики рук (владение куклой, игрушкой и всеми другими видами театров, доступных детям).
· Повышение самооценки личности, уверенности в своих возможностях.
· Обогащение знаниями и умениями, необходимыми для их применения в условиях «Домашнего театра».
6.2. Полученные результаты
Результаты мониторингов по диагностике приобретаемых несовершеннолетними навыков и умений за предыдущий период 2018-2019гг показывают положительную динамику.
Таблица
Показатели результативности |
Количество несовершеннолетних с положительной динамикой, в % |
|
2018 |
2019 |
|
Крупная моторика: подражательные навыки образа сказочного героя: (людей, животных), умение ориентироваться в пространстве |
до 33%
|
до 46% |
Мелкая моторика: овладение навыками кукловождения (пальчиковый театр, куклы бибабо) |
до 53%
|
до 60% |
Зрительное восприятие: умение перевоплощаться в сказочный образ, подбирая соответствующие атрибуты (шапочки-маски, элементы костюма) |
до 66%
|
до 73% |
Слуховое восприятие: узнавать голоса, слышать звуки природы, различать звучание музыкальных инструментов и т.д. |
до 73% |
до 86% |
Импрессивная речь: движения, мимика, жесты, пантомима |
до 40% |
до 40% |
Экспрессивная речь: эмоциональность ролевой речи, произношение фразы с разными интонациями |
до 46%
|
до 60% |
Память:способность запоминать свой монолог, реплики |
до 73% |
до 80% |
Коммуникабельность: овладение социальными навыками общения, свободное общение в заданной ситуации |
до 40% |
до 46% |
Уверенность в своих силах: желание участвовать в театрализованных представлениях для зрителей |
до 33%
|
до 53% |
Эмоции: умение различать и выражать основные эмоции: радость, страх, удивление, печаль и т.д.) |
до 60% |
до 66% |
6.3. Критерии оценки эффективности
· У детей улучшился положительный эмоциональный фон на занятиях, наблюдается уменьшение агрессивных реакций.
· Отмечены улучшения со стороны коммуникативной функции. Дети охотно знакомятся, общаются, приобретая навыки коллективной игры.
· Положительная динамика наблюдается в развитии двигательного статуса (активность, раскрепощенность), благодаря использованию на занятиях таких приемов как этюды, пантомима.
7.Список литературы:
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2005.
2. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006.
3. Генов Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2011.
4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. [Текст] - М.: Линка-Пресс, 2009.
5. Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) - Л., 2013.
6. Ершова А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 2013. - № 4.
7. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. - М., 2005.
8. Камаева Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6.
9. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2005.
10. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2013.
11. Макаренко Л. Здравствуй театр: К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. - С.39-44.
12. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
13. Маханева М.Д. Театральная деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11.
14. Неменова Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1.
15. Фурмина Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2012.
III. ПРИЛОЖЕНИЯ
Примерная модель театрализованного занятия
Схема №1
Подход к проведению занятий осуществляется дифференцированно в зависимости от возраста, социально - психологических особенностей и уровня развития ребёнка.
Примерный сценарий занятия: «Театральная разминка»
Данное занятие - игра ориентировано на детей, испытывающих трудности в общении и вхождения в социум. Содержательный материал подобных игр, может быть, применим в работе с разной возрастной категорией от 3 до 14 лет. Опыт работы показывает, что данные игры очень востребованы детьми, и они с удовольствием неоднократно входят в игровые ситуации, что очень важно для закрепления приобретённых навыков.
Цель:
стимулирование интереса к творчеству и коммуникациям.
Задачи:
- развивать партнёрские отношения, умения позитивно взаимодействовать с другими участниками игры;
- создавать соревновательную мотивацию внутри игрового коллектива между командами;
- учить использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний;
- учитьправильно держать и "вести" куклу или фигурку героя.
Материалы для организации игры: фотокамера; реквизиты для «фотографа» (шляпа, очки и т.п.); карточки с изображением героев сказок: Бармалей, Карабас-Барабас, Винни-Пух, Айболит, Карлсон, Гуси-лебеди, Шапокляк, Золушка, Баба-Яга, Кощей Бессмертный; куклы би-ба-бо(любые); мешочек или шкатулка.
Ход игры:
- Игра «Пень-колода» (направлена на снятие мышечного напряжения)
Дети стоят в кругу, при помощи считалки выбирается ребёнок, которому завязывают глаза. Остальные идут под музыку вокруг него, при прекращении музыки все останавливаются. Ребёнок на ощупь должен узнать любого. Если не узнал, дети говорят: «Пень- колода, пень - колода, просидишь до нова года!»
· Игра «Театр масок» (в игре обозначена роль, которую будет играть
педагог - фотограф)
Ведущий: Ребята! Мы с вами посетим «Театр Масок». Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например, покажите, как выглядит злая Баба Яга. (Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу). Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.
- А теперь изобразите Ворону (из басни «Ворона и Лисица») в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр.(Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв.) Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!
- А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки "Красная шапочка", когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком. (Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот.) Замрите! Спасибо!
- А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите!
- Как плачет зайка, которого выгнала лиса из дома……
Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!
- Игра: «Конкурс актерского мастерства» (направлена на создание соревновательной мотивации)
Ведущий: Одну простую сказку, а может, и не сказку,
А может, и героя хочу вам показать.
Его я помню с детства, а может, и не с детства,
А может, и не помню, но буду вспоминать!
Далее объяснить детям, что любую сказку можно изобразить пантомимой. (Пантомима – это представление чего-либо средствами мимики и жестов без слов). Затем средствами мимики и жестов показать героев сказки «Курочка Ряба». Когда дети отгадают сказку, педагог говорит о том, что можно сказку так же, как и стихи, показать без слов.
Провести упражнение «Как мы покажем» (назвать различные действия, эмоциональные состояния, побуждать детей найти более выразительные средства жестикуляции и мимики)
Дети делятся на две подгруппы. Каждой подгруппе предложить на выбор показать посредством пантомимы название известных сказок.
· «Колобок»
· «Красная шапочка»
· «Репка»
· «Волк и семеро козлят»
· «Гуси – лебеди»
Затем дети одной подгруппы демонстрируют свой спектакль другой группе, и наоборот. По характерным жестам и движениям дети должны угадать, какую сказку они увидели, и кто какие роли исполнял.
- Этюды на общение (прогнозируют изменение модели игры)
Задания (в руках у детей куклы «би-ба-бо» или обыкновенные игрушки).
Куклы встречаются друг с другом и:
а) здороваются,
б) спрашивают друг друга о здоровье,
в) прощаются.
Одна кукла нечаянно толкнула другую. Надо попросить прощения и, соответственно, извинить.
Кукла празднует день рождения. К ней приходят её друзья и:
а) поздравляют с днём рождения и дарят подарки;
б) кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу;
в) один из гостей опоздал: попросить прощение за опоздание;
г) один из гостей нечаянно разлил на скатерть компот, разыграть действия хозяев и провинившегося.
Некоторые задания можно предложить детям исполнить без кукол:
а) постучаться, зайти в группу и жестом вызвать одного из детей (молча, чтобы не перебивать рассказ воспитателя);
б) зайти к заведующей (психологу, логопеду и др.) и передать ей сообщение;
в) объяснить «маме», почему испачкана одежда)
г) извиниться перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройки.
Примечание: в содержании этюдов на общение можно включить упражнения по этикету и культуре поведения.
- Игра: «Добрый - злой» (направлена на пошаговое обучение навыкам коллективной деятельности)
Ведущий: Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? Я предлагаю поиграть в игру. В этом волшебном узелке спрятались персонажи различных сказок. Вы должны определить, какие из них хорошие, добрые, а какие злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если из узелка вы достанете доброго героя, то хлопаете руками, но если вы достанете злого героя, то топаете ногами.
(Карточки с изображением героев сказок: Бармалей, Карабас-Барабас, Винни-Пух, Айболит, Карлсон, Гуси-лебеди, Шапокляк, Золушка, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т.д.)
Игра «Скульптор и Глина» (направлена на развития партнерских отношений)
Дети распределяются парами и занимают свободное место в зале.
Договариваются между собой, кто из них «Скульптор», а кто «Глина». Скульпторы лепя
из Глины сказочных персонажей. Затем играющие меняются ролями.
Примечание: выбирается несколько экспертов, которые отгадывают, что слепил Скульптор.
После разгадки Скульптора (Глина) расколдовывается и перестаёт сохранять позу.
· Игра «Зеркало» (направлена на развитие партнерских отношений)
Дети распределяются на пары и договариваются (как в предыдущей игре), кто
будет «зеркалом», и кто - «человеком, смотрящимся в зеркало». Далее дети
принимают любые позы, а «зеркало» повторяет их с максимальной
точностью. После 3-4 поз партнёры меняются местами.
· Итог занятия – игры: (направлен на анализ, рефлексию)
Ведущий:
Подошла к концу разминка…
Постарались все сейчас.
А теперь сюрприз, ребята!
Приглашу в кино всех вас.
Для ребят подготовлен сюрприз - во время проведения игр работает видеосъёмка. Педагог предлагает юным актёрам посмотреть на свою игру со стороны, поучаствовать в заключительной беседе, дать оценку увиденному. Видеосъемка проецируется на экране. Такая форма театрализованной игры позволяет детям раскрыть свои творческие способности, раскрепоститься, окунуться в атмосферу коллективного творчества.
Файл: Загрузить