Визитная карта

Визитная карта


Документы:

Семейный клуб выходного дня «Тесный круг» – технология работы с несовершеннолетними, проживающими в стационарном отделении, и их законными представителями (родителями, опекунами).


Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Решением методической комиссии

бюджетного учреждения

ХМАО – Югры «Сургутский районный центр

социальной помощи семье и детям»

протокол № 4

от «25» 12 2019 г

Председатель методической комиссии

___________Н.Ф. Иванова

«___»___________ 2019г.

                          

 

«Семейный клуб выходного дня «Тесный круг»

технология работы с несовершеннолетними, проживающими в стационарном отделении, их законными представителями (родителями, опекунами)

 

 

 

Автор программы:

Фастова Татьяна Дмитриевна,

заведующий стационарным отделением

Соавтор программы:

Миронова Елена Сергеевна, психолог

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.п. Барсово, Сургутский район,

2019

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.     АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ

 

Актуальность данной программы определяется возвращением детей, попавших в стационарное отделение нашего учреждения по причине возникшей трудной жизненной ситуации и/или социально опасного положения, в кровные семьи. Часто дети приходят с наличием конфликтной ситуации между членами семьи. Эти проблемы необходимо будет решить сотрудникам в период пребывания ребенка в отделении.

Согласно статистическим данным аналитических отчетов (за 2017-2019) стационарным отделением охвачено: за 2017 год 73 несовершеннолетних, из них 69 первично, в 2018 – 81 ребенок, в 2019 – 146 получателей социальных услуг, первично 83.     

Анализируя причины поступления детей в стационарное отделение учреждения можно выделить основные (от общего числа несовершеннолетних, зачисленных за 2019 г.):

·   по заявлению родителей или законных представителей – 69 человек (47,3%), 2018 (38,3%);

·   по ходатайству опеки и попечительства – 55 человек (37,7%), 2018 (30,8%);

·   по направлению Управлений социальной защиты населения ХМАО-Югры - 13 человек (8,9%), 2018 (1,2%);

·   по личному обращению несовершеннолетнего - 0 человек (0%), (2018 -0 чел.);

·      по ходатайству образовательного учреждения – 4 человека (2,7%) 2018 (2,5%);

·      по ходатайству МКДНиЗП - 5 человек (3,4%), 2018 (2,5%).

Основные причины поступления по заявлению родителей или законных представителей - в связи с трудной жизненной ситуацией. Среди основных факторов увеличения числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, четко прослеживаются кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; снижение жизненного уровня, ухудшение условий содержания и воспитания детей.

   Дети, прибывшие в стационарное отделение, воспитываются в дисфункциональных родительских семьях, стиль воспитания в которых является источником нарушений возрастного психического развития, причиной безнадзорности, беспризорности и связанных с этими социально обусловленными явлениями, различными психическими расстройствами у несовершеннолетних.

Статистика показывает, что несовершеннолетние, первично попавшие в учреждение, часто возвращаются в стационарное отделение. Только в 2019 году, по различным причинам, 20 несовершеннолетних – 14% от общего количества зачисленных несовершеннолетних, находились в стационарном отделении от 3 месяцев до 10 месяцев.

В большинстве таких семей родители не уделяют достаточно внимания своим детям, не интересуются их проблемами, не заботятся об их учёбе и не представляют, чем их дети заняты в свободное время.

Свою задачу в отношении таких детей и семей мы видим в гармонизации детско-родительских отношений, в изменении статуса неблагополучной семьи, из которой прибыл ребёнок, на статус семьи, хотя бы вставшей на положительный путь развития. Специалисты заинтересованы в использовании данных форм работы, помогающих решать эту задачу.

В современной социальной практике присутствуют различные подходы к решению данной задачи. Специалисты сферы социального обслуживания очень часто пользуются таким термином как «Воспитание родителей». Это международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций и означает накопление и освоение необходимых родительских знаний и навыков. И осуществлять эту помощь следует, используя контакт ребёнка с родителями на основе участия в совместной досуговой деятельности. Как показывают неутешительные семейные истории наших воспитанников, родителей необходимо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с ребенком. Обучаться, естественно, нужно на практике, в живом общении, поэтому в качестве перспективной формы работы с родителями, учитывающей актуальные потребности семей и способствующей формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению семьи, передаче опыта в воспитании детей является такая общеизвестная, но от этого не менее актуальная форма работы как «Семейный клуб»: социальная практика, своеобразные «курсы общения для родителей», которые действуют во многих странах уже ни одно десятилетие. Существуют и доказали свою эффективность.

Данная технология направлена на гармонизацию семейных и укреплению детско-родительских отношений через привлечение родителей воспитанников к активному участию в воспитательно-образовательном процессе посредством совместного участия в досуговых, педагогических, психологических и прочих мероприятиях в формате семейного клуба. Практическое значение технологии для семей, из которых дети поступают в отделение и в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, заключается в оказании им квалифицированной, систематической и целенаправленной помощи.

Одна из главных задач педагогов и специалистов в проведении семейного досуга - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных занятий родителей и детей, организации деятельности детско-родительских групп.

Работа семейного клуба будет способствовать:

- созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами,

- активизации и обогащению психолого-педагогических знаний и умений родителей,

- повышению психолого-педагогической культуры родителей,

- развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Стационарное отделение - это отличная база для осуществления работы семейного клуба, так как в учреждении имеются для этого и материально-технические средства, подготовленные кадры из числа педагогов и других специалистов.

Результатами работы по данной технологии станут для родителей - повышение родительской компетентности по отношению к ребенку, выработка более адекватного представления о возможностях и потребностях ребенка, продуктивная реорганизация способов общения с ним, понимание собственных особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию; для ребёнка будет готовиться безопасное возвращение в семью, в которой будет значительно снижен риск возникновения асоциальных явлений.

2.ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА

Несовершеннолетние, проживающие в стационарном отделении, и их законные представители.

3. ЦЕЛЬ

Расширение содержания и форм совместной деятельности детей и родителей, эмоциональное сплочение, гармонизация и коррекция детско-родительских отношений, профилактика аддиктивных состояний, укрепление психологического здоровья через создание семейного клуба.

4. ЗАДАЧИ
        1. Установить и развивать партнерство и сотрудничество в системе «родитель-ребенок».

2. Способствовать формированию навыков общения между членами семьи, выстраиванию гармоничных взаимоотношений, налаживание детско-родительских отношений в семье.

3. Повысить уровень родительской компетентности, психолого-педагогической культуры.

4. Формировать ответственное отношение родителей к своим обязанностям.

5. Содействовать освоению несовершеннолетними положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработки ценностных ориентаций, положительных социальных качеств личности.

6. Расширить сферу общения детей и взрослых через организацию активного досуга.

7. Создать условия для успешной социализации детей.

8. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам развития и воспитания ребенка.

9. Укрепить психологическое здоровье детей, обеспечивающее повышение уверенности в себе, активное познание окружающего мира.

10. Повысить эмоциональную сплоченность коллектива клуба, мотивированность на совместную работу между участниками.

11. Укрепить роль духовно-нравственных ценностей для усиления межпоколенных связей.

12. Проводить профилактические мероприятия проявления аддиктивного поведения путем нормализации детско-родительских отношений.

5.ФОРМЫ РАБОТЫ:

Индивидуальные: консультации, беседы.

Групповые: тренинги, нетрадиционные занятия, мастер-классы, дискуссии, выставки, праздники, концерты, конкурсы.

6.МЕТОДЫ РАБОТЫ

Теоретические

Изучение методической литературы, инструктирование, анализ, моделирование, обсуждения

Практические

Психодиагностика, семейное и индивидуальное консультирование, семинары, мастер-классы, практические занятия, кинотерапия, дискуссии, обсуждения, педагогическая мастерская, творческие встречи, круглый стол, практикум, диспут, демонстрация, презентация, выполнение рекомендаций (письменно и устно), рефлексия

Исследовательские

Наблюдение, диагностика, тестирование, анкетирование, мониторинг удовлетворенности

Организационные

Планирование, информирование, презентация материала, прогнозирование, подготовка информационных буклетов, памяток, рекомендаций

Аналитические

Анализ результатов, обобщение, корректировка

 

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1.ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Этапы и сроки реализации технологии

Механизм реализации

Цели

1.

Организационный

(ноябрь- декабрь 2019 года):

 

- Сбор предварительных данных, анализ информации для разработки плана семейного клуба.

-Подготовка документов (диагностические методики, бланки, рекомендации т.д.).

-Утверждение программы и планов работы по основным направлениям деятельности на текущий период

Создание организационной основы для реализации семейного клуба

2.

Практический (январь 2020 – декабрь 2022 года)

 

1 этап:

- Первичное собеседование (личное знакомство, установление контакта, выяснение дополнительной информации о семье).

- Изучение и исследование семьи (несовершеннолетних, зачисленных в отделение и их родителей). Выявление психолого-педагогических проблем семьи и определение возможных путей их решения.

2 этап:

- Создание и пополнение стенда «Семейное счастье» о целях и задачах, направлениях деятельности и достижениях клуба выходного дня.

- Обеспечение социально-психологической поддержки несовершеннолетних и родителей.

- Организация и проведение совместных встреч родителей, детей и специалистов, которые предполагают работу в направлениях:

- тренинговые занятия по гармонизации детско-родительских отношений,

- консультативная работа психолога, логопеда, воспитателя,

- досуговые мероприятия совместно с образовательными, спортивными, социальными партнерами, спонсорами, волонтерами,

- коррекционно-развивающая работа с детьми

Реализация технологии семейного клуба

3

Аналитический

(декабрь 2022 года)

- Мониторинг состояния и развития несовершеннолетнего в условиях стационарного отделения.

- Оценка благосостояния развития семьи несовершеннолетнего, зачисленного в стационарное отделение.

- Подготовка отчетной документации.

- Выявление эффективных и результативных форм и методов работы с целевой группой.

-Анализ деятельности по программе.

-Анкетирование по изучению мнения родителей и детей о различных аспектах деятельности клуба выходного дня

Подведение итогов за прошедший период реализации программы

 

 

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ:

При разработке технологии были учтены основные принципы социального обслуживания населения, разработанные в соответствии Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Социальное обслуживание осуществляется на следующих принципах:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность.

2.НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

1.     Информационно - методическое обеспечение программных мероприятий.

2.     Обучение родителей конструктивному взаимодействию с детьми в соответствии с их возрастом и психолого-педагогическими особенностями.

3.     Психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей.

4.     Организация и проведение развивающих и                            оздоравливающе-досуговых и спортивных мероприятий.

5.     Создание адаптивной среды для самореализации и самовыражения семей.

 

3. АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ

Предполагается организовать постоянную работу семейного клуба в условиях стационарного отделения и 1 раз в квартал итоговым обширным мероприятием, который проводиться чаще всего в субботний день, закрепить полученную информацию, отработать практические навыки и активно культурно семейно отдохнуть. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие члены клуба, родители или члены семьи, а также волонтеры, спонсоры, привлеченные специалисты в соответствии с выявленными предварительно запросами.

Работа будет проходить в различных направлениях с участием специалистов по работе с семьей и воспитателей.

В работе семейного клуба планируется использовать систему домашних заданий (объявляется конкурс) для родителей и детей, и их силами организуются фотовыставки, выставки рисунков, плакатов, а также концерт для родителей и детей; проведение беспроигрышной лотереи (привлечение социальных партнеров и спонсоров); мероприятий в рамках «музыкальная гостиная», «папа, мама, я – спортивная семья», «домоводство», «творческий клуб» и т.п.; работа семейного кафе, где детям и родителям можно предложить попробовать испечь самостоятельно под руководством воспитателя пирожки и булочки.

Победители конкурсов награждаются призами, почетными грамотами.

В заключение праздника проводится беспроигрышная лотерея, благодаря чему все дети получат символические подарки.

Благодаря созданным условиям появляется возможность взаимодействовать разновозрастным сообществам в содержательной, творческой деятельности, тем самым повышать культурный уровень, повышать психолого – педагогическую компетентность, развивать творчество, инициативу детей и родителей. Кроме того, переход от уровня творчества к уровню социальной отдачи, вынесения результатов деятельности вовне включает человека в систему широких общественных связей, а, значит, дает возможность влиять на окружающую среду, в том числе и на подрастающее поколение.

Таким образом, учреждение выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для культурного времяпровождения детей и родителей от которого выигрывают все субъекты реабилитационного процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое, - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, у которых такие золотые руки. Родители, учатся проявлять понимание, терпимость и такт в воспитании и обучении ребенка, стремятся учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции. Вовлеченные в общую с ребенком деятельность, оказывают помощь в реализации его творческих интересов, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагоги и специалисты, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

4. РЕСУРСЫ

4.1.КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ

№ п/п

Должность

Единицы

Функции

1.

Заведующий отделением

1

Участвует в разработке информационно-методического обеспечения технологии

2.

Психолог

1

Участвует в подготовке и проведении мероприятий для родителей и подростков, консультирует по вопросам семейных взаимоотношений, психического комфорта участников мероприятий, профилактики жестокого обращения и насилия в семье

3

Воспитатели

6

На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планируют и проводят с несовершеннолетними коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Организуют выполнение несовершеннолетними режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в обучении, организации досуга и в получении дополнительного образования,
вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам

4

Специалисты по работе с семьей

5

Проводит организационную работу с родителями, подростками. Руководят работой творческой мастерской, организуют совместно со специалистами общие мероприятия, отвечают за художественное оформление помещений.

Осуществляют развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности несовершеннолетних. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного и теневого театра и иные мероприятия), спортивных мероприятиях

4.2.МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Для реализации мероприятий технологии в учреждении оборудованы помещения, кабинет для проведения групповых и индивидуальных занятий, консультирования несовершеннолетних, родителей (законных представителей), а также проведения досуговых мероприятий (актовый зал), работы кружков. В наличии имеется автоматизированное рабочее место специалистов (принтер, компьютер, сканер, телефон).

4.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

СМИ, интернет, сайт учреждения, E-mail: SurRCPSD@admhmao.ru

Информационные материалы, информационные стенды.

4.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

1. Наличие утвержденной технологии.

2. Наличие методик диагностики и коррекции по направлениям работы.

3. План тренинговой работы по курсу «Эффективное родительство».

4. План работы творческой мастерской.

5. План культурно - досуговых и спортивных мероприятий.

6. Диагностические и психологические методики.

7.Информационно-просветительские буклеты, памятки, тематические плакаты: по правам и обязанностям родителей, профилактике жестокого обращения с детьми.

8. Анкета обратной связи.

5. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЕЙ

В целях организации работы контроля реализации технологии определен состав и функции управления технологией.

Директор учреждения

Осуществляет общее руководство, координацию и контроль за реализацией программных мероприятий, заключает соглашения о взаимодействии с социальными партнерами, утверждает годовой и ежемесячные планы, ежегодно проводит итоговое совещание и заслушивает отчет ответственных лиц

Заместитель директора

Координирует и контролирует работу по реализации мероприятий технологии (согласование годового, ежемесячного плана работы, аналитической и отчетной документации)

Методическая комиссия

В целях информирования населения о ходе и результатах технологии, обеспечивает взаимодействие со средствами массовой информации, распространение положительного опыта реализации технологии с помощью проведения семинаров, печатных публикаций, размещения хода реализации технологии на сайте учреждения. Проводит экспертизу разработанных методических материалов

Заведующий отделением

Координирует все виды работ, выполняемых в рамках технологии, контролирует выполнение плана технологии в соответствии с рабочей документацией, осуществляет обратную связь с целевой группой после завершения реализации технологии с помощью опроса, анкетирования, приглашения участников на социально-значимые мероприятия, проводимые учреждением. Проводит ежеквартальный мониторинг

 

6.РЕЗУЛЬТАТЫ

6.1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ü     Работа действующего детско-родительского клуба выходного дня (не менее 20 человек в год).

ü     Гармонизация внутрисемейных отношений и внутреннего мира несовершеннолетних, зачисленных в стационарное отделение, и их родителей (не менее 78%).

ü     Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, овладение техниками эффективного взаимодействия с ребенком (не менее 60%).

ü     Овладение участников целевой группы коммуникативными навыками и навыками коллективного взаимодействия в условиях совместной деятельности (не менее 70%).

ü     Повышение уровня психического и личностного развития детей (не менее 70%).

ü     Укрепление социальных связей семьи (не менее 78%).

ü     Усиление мотивации к воспитанию детей (не менее 80%).

ü     Снижение уровня тревожности несовершеннолетних, зачисленных в стационарное отделение (не менее 60%).

6.2. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Технология «Семейный клуб выходного дня «Тесный круг» появилась в результате анализа педагогической деятельности программы «Дом, где согреваются сердца» (2016-2021 гг.): комплексной программы социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте 3 - 18 лет, находящихся на социальном обслуживании в стационарном отделении в условиях круглосуточного пребывания, и является её дополнением. Программа создает пространство для детей, в котором бы они прошли необходимую реабилитацию через те виды деятельности, без которых невозможно их социальное развитие и становление, и которых они были лишены в своей семье и в своём прежнем социальном окружении.

Кроме того, разработка и реализация данной программы позволила систематизировать и совершенствовать работу с данной категорией детей и подростков.

Программа содержит 5 направлений:

1)        «Поверь в себя» (духовно-нравственного воспитание, возрождение и укрепление духовных устоев, семейных ценностей; половое воспитание).

2)        «Подари себе здоровье» (здоровый образ жизни; физкультурно-оздоровительная, просветительская работа).

3)        «Твои права и обязанности» (правовое, трудовое воспитание; учебная деятельность, предупреждение терроризма, воспитание толерантности, межнационального согласия).

4)        «Я - гражданин России» (гражданско-патриотическое воспитание).

5)        «Экологическое воспитание» (экологическое воспитание; формирование знаний о культурном наследии этнических групп, проживающих на территории автономного округа).

За период реализации программы (2016-2019 гг.) были достигнуты следующие результаты:

- усовершенствованы основные направления Программы, распределены ответственные специалисты из числа педагогического персонала за разработку подпрограмм;

- сформированы пакеты диагностического материала, оформлены карты мониторинга изменений личности несовершеннолетнего;

- создан кейс методического материала (занятия, воспитательные мероприятия, сценарии праздников и т.п.);

- активное участие в мероприятиях муниципального образования г.п. Барсово в календарные и праздничные дни: День рождения поселения, День народного единства, 9 мая;

- победители и участники сотрудники и дети отделения конкурсов, таких, как фотоконкурс «Чистое Барсово» (8 дипломов победителей и участников), конкурс детского изобразительного творчества «Защитим лес от пожара» (1, 2 степени, всего 3 чел.), конкурс рисунков, проводимый администрацией г.п. Барсово, приуроченный Году театра в России «Я вижу мир: мир театра» (4 диплома/4 несовершеннолетних, руководители Шкуропатова Н.В., Сафонова И.Ю.);

- участие в конкурсах Интернет сообщества: «Лучший мастер-класс», детский фестиваль искусств «Жар-птица», районный конкурс «Сохраним свою планету», «III Всероссийский конкурс рисунков классическое искусство «Сюрреализм глазами детей. Искусство, как сон» (2 сотрудника, 2 несовершеннолетних) и др.;

- осуществили комплекс мероприятий по привлечению волонтёров из организаций «Марафон добра», «Борт 86» молодежного объединения ОАО «Сургутнефтегаз», «Дари добро», «Мужское сообщество «СПАРТА» и др.;

- проводится работа по духовному, нравственному воспитанию детей и подростков во взаимодействии с Храмом Святого Праведного Симеона Верхотурского в г.п. Барсово, взаимодействие с первичными ветеранские организации г.п. Белый Яр и г.п. Барсово (проведено более 60 мероприятий);

- в отделении в 2016 году создан и успешно функционирует волонтерский отряд «Союз сердец», для оказания помощи и поддержки одиноким пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны г.п. Барсово.

Количественный охват участников программы за 2016-2019 года – 313 человек. В результате реализации программы отмечается положительная динамика социального развития несовершеннолетнего, развитие умения взаимодействовать друг с другом в детском коллективе. Адаптация вновь прибывших стала проходить более успешно, психоэмоциональный фон стабилен, снижен высокий уровень тревожности у многих несовершеннолетних, уменьшилось количество выявленных страхов. Дети и подростки являются активными участниками различных мероприятий.

Стабильные показатели по возвращению детей в родные семьи показывает результативность проведенных социально-реабилитационных мероприятий в отношении обслуживаемых семей, повышение качества предоставляемых услуг (более 88% от общего количества отчисленных).

6.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ

 

Задача

Ожидаемый результат

Критерии оценки

Количественные

Качественные

1

Установить и развивать партнерство и сотрудничество в системе

«родитель-

ребенок»

 

Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия в системе «родитель-

ребенок»

 

Реализация мероприятий программы

(100%). Динамика формирования положительных межличностных

отношений в системе

«родитель-ребенок»

(не менее 80 %)

Снижение числа детско-родительских

конфликтов (не менее 70 %)

 

Снижение уровня

ситуативной и личностной тревожности участников

проекта.

Положительные

результаты диагностики на социально-

психологический

климат в детско-

родительском коллективе; Овладение конструктивными методами поведения в конфликтных ситуациях;

Наличие положи-

тельных отзывов

детей и родителей о пребывании в

учреждении.

Проявление новых

инициатив к совместной деятельности с родителями и

сверстниками

2

Расширить сферу общения детей и взрослых через организацию активного досуга.

Создать условия для успешной социализации детей

Овладение коммуникативными навыками и

навыками коллективного взаимодействия в

условиях совместной деятельности сверстников

Положительные результаты психологического тестирования

(не менее 80 %)

Уровень групповой

сплоченности детского коллектива;

Отсутствие конфликтных ситуаций

между участниками

программы

Наличие достижений по результатам

проведенных мероприятий (положительные отзывы,

грамоты, дипломы

и т.д.)

3

Повысить уровень

родительской

компетентности,

психолого-

педагогической

культуры. Формировать ответственное отношение родителей к своим обязанностям

 

 

Увеличение

уровня родительской компетентности, психолого-

педагогической

культуры

 

Количество проведенных индивидуальных и групповых

мероприятий,

направленных на

психолого-

педагогическую поддержку участников

программы (100%)

 

Обеспечение посещаемости родителями мероприятий.

Участие в социально-значимых проектах, акциях и т.д.

Приобретение знаний об эффективных методах и приемах воспитания несовершеннолетних различных возрастных категорий.

Увеличение уровня

информированности о возрастном

развитии

4

Содействовать освоению несовершеннолетними положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентаций, положительных социальных качеств личности

Выработка ценностных ориентаций, положительных социальных качеств личности

Количественный охват воспитанников занятиями (не менее 90 %)

Положительная динамика социального развития, умения взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях. Участие детей в общих мероприятиях (организация и проведение, участие в оформлении)

5

Оказывать квалифицированную

консультативную

и практическую

помощь родителям по проблемам

развития и воспитания ребенка

 

 

Раннее выявление проблемы

развития детей в семье.

Повышение

имиджа учреждения в глазах

общественности

Количественный охват участников

программы (несовершеннолетние и их

родители) - не менее 20 чел.

Количество информационных буклетов

о Программе детско-

родительского клуба

выходного дня «Тесный круг» (не менее 30 шт. в год).

Количество публикаций и телевизионных

материалов в СМИ

(не менее 3 в год)

Наличие организационно – методических документов

(программа, календарные планы работы, банк диагностических методик

и методик коррекции стиля семейных взаимоотношений и др.). Отсутствие обоснованных жалоб и обращений родителей

на неправомерные

действия специалистов учреждения

 

 

7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007.

2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. – М., 2000.

3. Копылова Н.Д., Литвинова С.М. Методическое рекомендации. Технология «Организация реабилитационной работы с семьями, в которых родители (законные представители) жестоко обращаются с детьми. - Тюмень, 2009.

4.      Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 109 с.

5.      Региональные аспекты внедрения социального сопровождения семей с детьми в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре / авт.-сост.: Е. С. Титаренко, Д. Г. Инчоль. – Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2017.

6. Джудит С. Райкус, Рональд, С.Хьюз Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска: Практическое пособие: В 4т. Т.I. Концептуальные основы социальной работы с детьми.- М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2008.

7. Джудит С. Райкус, Рональд С.Хьюз Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска: Практическое пособие: В 4т. Т.II. Планирование и семейно-ориентированная социальная работа. - СПб.:Питер , 2009.

8. Социальная безопасность семьи и детства:материалы II международной научно-практической конференции 16-17 декабря 2015 года. – Кемерово: Центр развития социальных технологий и инноваций «Соцлайн», 2016 – 407 с.

9. Социальные технологии по работе с семьей: традиции и инновации. – Кострома: ГКУ ОСРЦН «Добрый дом», 2012. – с. 6 – 8.

10.                Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие / А.. Дудкин. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. – 40 с.

11. Профилактические услуги по предупреждению социального сиротства. Сохранение кровной семьи для ребенка. / Ред.-сост.А.М. Спивак. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013.




IV.ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ СЕМЕЙНОГО КЛУБА ВЫХОДНОГО ДНЯ «ТЕСНЫЙ КРУГ»

Тема

Цель

Мероприятия

Форма проведения

Ответственный

Март 2020 г.

 

День открытых дверей «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

1. Укрепление связи семьи и Центра.

2. Формирование позитивного отношения родителей к совместной деятельности со специалистами отделения и детьми;

3. Приобщение детей и родителей к традиции работы семейного клуба

 

1.Презентация деятельности отделения «Дом, где согреваются сердца»

2. «Консультационный час»

3.Психологический практикум «Конструктивное взаимодействие с ребенком»

4.Спортивная эстафета с участием детей и их родителей «Мой веселый, звонкий мяч»

5.Семейная мастерская «Цветок счастья»

6. Чаепитие

-Занятие-практикум с элементами тренинга

-Мастер-класс по изготовлению объемных цветов

-Консультации психолога для родителей

-Создание стенда «Семейное счастье»

-Оформление стенда

-Распространение буклетов, листовок

Фастова Т.Д., зав.отделением

Миронова Е.С., психолог

-Шкуропатова Н.В., специалист по работе с семьей, воспитатели, специалисты по работе с семьей

Июнь 2020

 

Семейный вечер «Семейная традиция», посвященный Дню защиты детей

 

1.Развитие здоровых семейных традиций.

2.Воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям; 3.Определение роли детского участия в заботах по дому, в помощи родителям и в создании теплых семейных отношений. 4.Развитие способности коммутативного общения

1.Психологический форум детей и родителей ««Что мы знаем друг о друге».

2.Художественная галерея «Летний вернисаж»

3.Семейный праздник «Семь цветов радуги»

4.Выпечка своими руками «Сладкий пирог»

5.Караоке-клуб «Нам песня жить помогает»

6. Чаепитие

-Выставка рисунков, аппликаций на летнюю тематику

-Фотовыставка.

-Концерт

-Кукольный театр

-Совместное занятие детей и родителей

-Оформление стенда

-Распространение буклетов, листовок

Фастова Т.Д., зав.отделением

Миронова Е.С., психолог

Шкуропатова Н.В., специалист по работе с семьей, воспитатели, специалисты по работе с семьей

 

 

сентябрь 2020 г.

 

«Здоровье-залог развития гармоничной личности»

1.Пропаганда здорового образа жизни

2. Повышение педагогической, психологической культуры родителей

3. Способствование укреплению взаимопонимания детей и родителей;

4. Побуждение родителей и детей к совместному времяпровождению, развитие творческих и физических способности детей

1.Лекция «Режим ребенка как основа здоровья».

2.Психологический практикум «Грааль родительской мудрости»

3.Спортивная эстафета с участием детей и их родителей «Здоровые старты»

4.Семейная мастерская «Амулет здоровья»

5. Семейный капустник «Фольклорный калейдоскоп»

6.Чаепитие

-Лекция мед. работника;

-Тестирование по питанию;

 -Конкурс рисунков на тему здорового образа жизни

-Пополнение стенда «Семейное счастье»

 

 

 

 

 

Фастова Т.Д., зав.отделением

Миронова Е.С.., психолог

Шкуропатова Н.В., специалист по работе с семьей, воспитатели, специалисты по работе с семьей

 

Декабрь 2020

«Новогодний калейдоскоп»

1.Побуждение родителей и детей к совместному времяпровождению, развитие творческих и физических способности детей.

2. Укрепление семейных связей

1.Театрализованное представление «В гостях у сказки»

2.Семейная мастерская «Карнавальная маска»

3.Психологический практикум «Карта желаний»

4.Видеопрезентация «Что год уходящий нам принес». Подведение итогов 2020 года «Наши успехи и достижения»

5. Чаепитие

-Музыкальное выступление детей

-Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки

-Коллаж желаний

-Видеопрезентация

-Оформление новогоднего уголка

Фастова Т.Д., зав.отделением

Миронова Е.С., психолог

Шкуропатова Н.В., специалист по работе с семьей, воспитатели, специалисты по работе с семьей

 




Приложение 2.

 

Комплекс психодиагностических методик

 

1.                  Проективный цветовой тест М. Люшера.

 

2.                  Проективный тест «Несуществующее животное».

 

3.                  Проективная методика «Дом. Дерево. Человек» ) (ДДЧ), Дж. Бука.

 

4.                  «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер).

 

5.                  Проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р.Бернс, С.Кауфман).

 

6.                  И.М.Марковская « Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР).

 

7.                  Исследование тревожности (тест Теммл, Дорки, Амен).

 

8.                  Анкета для подростков «Незаконченные предложения».

 

9.                  Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ),                                   Э.Г. Эйдемиллер, ВВ. Юстицкис.

 

10.              Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека).

 

11.              Анкетирование, наблюдение, беседа.

 

Данные диагностические методики используются по необходимости, также могут быть использованы другие стандартизированные методики.

 

 

 

 

 

 

 

 



Приложение 3.

Методическая разработка групповых занятий для родителей «Конструктивное взаимодействие с ребенком»

 

Автор Миронова Е.С.., психолог

Пояснительная записка

«Воспитание родителей» - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов.

Не требует доказательств вывод о том, что существует тесная связь развития ребенка с благополучием внутренней атмосферы, образом жизни семьи, с определенными методами воспитания детей и формирования их поведения.

Понятие «воспитание родителей» означает накопление и освоение необходимых знаний и навыков родителями.

Необходимость работы с родителями основывается, во-первых, на потребности родителей в поддержке, во-вторых, на потребности самого ребенка в образованных родителях, в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества.

Родителей необходимо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с ребенком. Обучаться, естественно, нужно на практике, в живом общении. Поэтому, во многих странах уже ни одно десятилетие существуют "курсы общения" для родителей, которые доказали свою эффективность.

Результатами такой работы с родителями могут стать: повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о возможностях и потребностях ребенка, продуктивная реорганизация способов общения с ребенком. Также важным результатом работы в группе может стать понимание собственных особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию.

Цели и задачи тренинговой группы.

Цели:

· повышение социально-психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и взаимодействия с детьми;

· формирование у родителей умений организации оптимального общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуации.

Задачи:                                                      

• способствовать формированию более осознанной позиции родителей в отношении ребенка, его возможностей, потребностей, с учетом возрастных особенностей;

• создать условия для повышения общего уровня психологической культуры родителей;

• способствовать выявлению и осознанию проблем, не позволяющих участникам эффективно общаться с ребенком;

• стимулировать осознание индивидуальных особенностей собственной личности, путей дальнейшего психологического роста;

• способствовать выявлению и коррекции неэффективных стереотипов общения, развитию гибкости;

• способствовать развитию навыков эффективного общения: открытого выражения чувств и желаний, рефлексии, обратной связи, умения анализировать реальные ситуации;

• создать в группе атмосферу, способствующую самопознанию и самовыражению.

ВСТРЕЧА 1

Цели:

• мотивация      участников      на   работу   в   группе,   стимулирование активности;

• выявление    проблем,    не    позволяющих    эффективно    общаться    с подростками;

• стимулирование более осознанного отношения к себе и к другим;

• стимулирование осознания своих индивидуальных особенностей во взаимоотношениях с детьми.

1. Вводная часть

• знакомство членов группы с целями тренинга;

• обсуждение тематики тренинга: что такое воспитание, цели воспитания, акцент на гуманистический подход к воспитанию детей.

Информирование:

- как построить нормальное общение с ребенком;

- как заставить его уважать себя и прислушиваться к вашему мнению;

- что делать, если отношения совсем зашли в тупик.

Эти и многие другие вопросы из разряда «вечных» волнуют, и будут волновать родителей. В настоящее время в науке о воспитании ребенка накоплен огромный багаж знаний и практического опыта, который позволяет ответить на эти вопросы. Причем, не только просвещать родителей, но и обучать их способам эффективного общения. Обучаться, естественно, нужно на практике в живом общении. Именно поэтому во многих странах, и в нашей тоже, стали приобретать большую популярность так называемые курсы общения для родителей (их называют «тренингами»).

На нашем тренинге мы будем говорить о трудностях во взаимодействии и конфликтах с детьми; о вас самих; о ваших стилях общения; о целях, которые вы перед собой ставите в воспитании; о средствах, которыми достигаете их; об эффективности этих средств. Не стоит ждать готовых рецептов, как правильно вести себя в тех или иных ситуациях, решать конфликты. Только все вместе мы сможем ответить на волнующие вас вопросы.

Целью данного тренинга является создание условий для лучшего понимания себя, своего ребенка, своих взаимоотношений с ним; научение тому, как быть твердым и одновременно любящим и понимающим родителем, как научить ребенка отвечать за свои поступки, не снижая его внутренней свободы и не умаляя его достоинства.

2. Обсуждение принципов групповой работы

Назначение: установление принципов работы в группе.

Предложить для свободного обсуждения принципы работы в группе:

· Искренность в общении. В группе не стоит лицемерить и лгать, пытаясь соответствовать ожиданиям окружающих людей. Стоит высказывать свою точку зрения, говорить о своих чувствах, быть искренним при обсуждении и анализе происходящего на тренинге. При обсуждении личных проблем степень искренности каждый определит для себя.

· Обязательное участие в работе группы в течение всего времени,

используя при этом принцип активности. Необходимо сделать акцент на     том, что активная позиция в жизни является наиболее конструктивной,    дает возможность добиваться поставленных целей, находить наиболее

эффективные способы решения проблемных ситуаций и т.д.

· Принцип конфиденциальности работы в группе. Все, что говорится здесь, должно оставаться между нами. Это - одно из этических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать проблемы участников группы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами
группы вне тренинга. Лучше это сделать непосредственно на занятии.

· Право каждого члена группы сказать «стоп» - прекратить обсуждение его проблем. Если вы чувствуете, что ещё не готовы быть искренним в обсуждении вопросов, касающихся лично вас,
воспользуйтесь этим принципом.

· Каждый участник говорит за себя, от своего имени. Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «Я думаю..., я чувствую..., мне кажется...». Не прикрывайтесь мнением окружающих.

· Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать окружающих, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

В заключении проводится процедура принятия правил, учитывая замечания и дополнения участников группы.

3. Знакомство

Цели:

• уточнение целей работы, снятие нереалистичных ожиданий;

• стимуляция активности участников;

• формирование у членов группы установки на взаимопонимание;

• определение возможных тактик   и   стратегий общения с каждым участником.

Процедура проведения

Предложить каждому члену группы представиться. На время работы в группе можно выбрать другое имя. Каждый, представляясь, проговаривает:

- индивидуальные цели и ожидания от тренинга;

- в чем для него лично состоит цель воспитания;

- называет    качества,    которые    способствуют    и    которые    мешают

эффективному общению.

Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы друг другу и ведущему.

В процессе обсуждения ведущий корректирует неадекватные ожидания от тренинга, подводит родителей к осознанию того, что главной целью воспитания является воспитание порядочного, ответственного человека, который способен принимать в отношении себя верные решения. А конечная цель воспитания - передача ответственности ребенку за его собственную жизнь.

4. Упражнение «Ситуация»

Цели:

• осознание собственных барьеров общения;

• формирование умения отличать барьер межличностного общения от открытого истинного выражения чувств;

• обучение открытому выражению чувств и желаний.

Процедура проведения.

Запишите, пожалуйста, на листках бумаги первые, приходящие в голову фразы, которые были бы вами произнесены в следующей ситуации:

зачитывается ситуация конфликтного содержания.

Далее      следует      информация      об      эффективных      способах взаимодействия в трудных и конфликтных ситуациях: открытое    выражение    чувств    и    желаний,    как    альтернатива    неэффективным способам общения (барьеры общения).

5. Информирование: «Барьеры общения»

В процессе общения с детьми у нас принципиально существует возможность выбора стиля поведения из множества вариантов. Одни варианты способствуют нашему взаимопониманию, другие - его затрудняют. В зависимости от нашего выбора, мы можем понять ребенка и помочь ему понять нас или же затруднить наше взаимопонимание.

Психологами были проанализированы те способы ведения разговора, которые мешают людям понять друг друга, ухудшают их взаимоотношения, вызывают злость, протест и раздражение. Такие способы поведения принято называть «барьерами общения».

Давайте же познакомимся с некоторыми наиболее часто встречающимися стереотипными вариантами ответов родителей, а также с тем, что слышат их дети.

1. Приказы, команды: «сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!», «Замолчи!», «Чтобы больше этого не слышал!».

В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают у него чувство бесправия, а то и брошенности «в беде». В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, я возьму ремень», и т.д.

Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятные переживания. Они лишь загоняют его в ещё больший тупик. Они плохи ещё и тем, что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать. Тогда некоторые родители от слов переходят к делу и быстро проходят путь от слабых наказаний к более сильным.

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя, как подобает», «Ты должен уважать взрослых», «Каждый ребенок обязан учиться».

Обычно дети из подобных фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в "сто первый раз". Они чувствуют давление авторитета, вину, иногда скуку, а чаще - все вместе взятое. Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитывают не столько слова, сколько атмосфера в доме, и стремление подражать поведению взрослых.

4.     Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи...», «Почему бы тебе не попробовать...», «Я бы на твоем месте дал сдачи...».

Как правило, мы считаем своим долгом давать подобные советы. Часто приводим в пример себя. Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам, а иногда они открыто протестуют. Каждый раз, советуя что-то ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он ещё мал и неопытен, а мы умней его и наперед все знаем.

Такая позиция родителей «сверху» раздражает детей, а главное - не оставляет у них желания делиться своими проблемами. Часто дети сами приходят к тому же, что мы перед этим советовали. Но им надо самостоятельно принять решение - это их путь к самостоятельности, ответственности.

5.      Доказательства, логические доводы, нотации, лекции: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки!», «Сколько раз я тебе говорила!», «Не послушался - пеняй на себя».

Здесь дети отвечают: «Отстань», «Сколько можно», «Хватит». В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют «смысловым барьером».

6. Критика, выговор, обвинения: «На что это похоже!», «Все из-за тебя!», «Опять все сделал не так!» и т.д. Вы, наверно, готовы согласиться с тем, что никакой воспитательной роли такие фразы играть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту, либо уныние, подавленность,
разочарование в себе и своих отношениях с родителями. У ребенка формируется низкая самооценка, он начинает думать, что и на самом деле плохой, безвольный, безнадежный, неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.

7. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Ну, ты просто дубина!», «Какой же ты лентяй!».

Это лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе. В таких случаях дети обижаются и защищаются.

8.     Догадки, интерпретации: «Я знаю, все это из-за того, что ты...», «Я вижу, что ты меня обманываешь...».

За этими словами может последовать защитная реакция, желание уйти от контакта.

9. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.

Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что слова «Я тебя понимаю», «Я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. А во фразах типа «Успокойся», «Не обращай внимания» он может услышать пренебрежение к его проблемам, отрицание, приуменьшение его переживаний.

10. Отшучивание, уход от разговора, ирония.

Шутки и подтрунивания друг над другом хороши до тех пор, пока они доставляют удовольствие обоим партнерам по общению. Здесь легко можно потерять меру и перейти за ту грань, где слова начинают обижать и злить партнера. Проблема остается неразрешенной. А уж что говорить о таких словах, как «Отстань!», «Не до тебя».

Приказы, упреки, оскорбления, то есть агрессивное скрытое выражение чувств, приводят к отчуждению, нарушению взаимопонимания. А при неотреагировании своих чувств, уходе от решения проблемы происходит накопление негативных чувств, которые исподволь портят отношения.

Каждый родитель пишет на листке наиболее часто используемое обращение к ребенку. Эти листки вывешиваются на стену или располагаются в кругу на полу. Тренер просит участников группы по очереди встать, прочитать написанные фразы и проанализировать - относится ли это обращение к какому-либо из перечисленных «барьеров» или же - является открытым выражением собственных чувств и желаний.

Обсуждение:

- Почему, по вашему мнению, барьеры первыми приходят в голову?  

     - Как легче понять чувства - в скрытой или открытой форме?

6. Упражнение «Безусловная любовь»

Цель:

• развитие умения думать позитивно.

Информирование.

Условное оценочное отношение к людям характерно для нашей культуры. Как часто каждый из вас использует фразы: «Если ты будешь хорошим ребенком, то я буду тебя «любить» или «Не жди от меня ничего хорошего, пока ты не перестанешь... (дурачиться, грубить), не начнешь... (хорошо учиться, помогать по дому)». В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят «только если...». Причина такого отношения кроется в твердой вере, что награды и наказания - главные воспитательные средства. Но все знают, - чем больше ребенка ругаешь, тем он хуже становится. Психологи доказали, что потребность в любви, - одна из фундаментальных человеческих потребностей, необходимое условие для нормального развития ребенка. Отсюда важный принцип - безусловное принятие ребенка. Принятие не за то, что он красивый, умный и т.д., а за то, что он есть. Какими способами можно осуществить этот принцип в общении?

Ведущий тренинговой группы информирует родителей о последствиях использования во взаимодействии с ребенком авторитарного и попустительского стиля, более подробно останавливаясь на нарушении такой важной личностной характеристики, как самооценка, также подводит родителей к осознанию того, что для успешности ребенка в целом необходимы две составляющие:

- адекватная самооценка,

- навыки бесконфликтного общения.

              Обсуждаются способы их формирования.

Процедура проведения.

Сядьте удобней, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте себе одного за другим всех значимых для вас людей. Скажите каждому из них: «Я люблю тебя безусловно. Я принимаю тебя таким, какой ты есть». Вспомните человека, которого вы не можете принять и любить безусловно. Постарайтесь понять, что именно мешает вам, какие требования вы предъявляете ему, при каких условиях вы могли бы сказать ему: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть». Теперь попробуйте поставить себя на место этого человека, понять его, понимает ли он те условия и требования, которые вы ему предъявляете? Теперь вернитесь на свое место и попробуйте честно сказать; «Я прощаю тебя за... и снимаю условия, которые мешают моей безусловной любви. Теперь я люблю тебя безусловно и принимаю тебя таким, какой ты есть».

Обсуждение:

- как вы реагировали на это упражнение?

- много ли вы обнаружили людей, которых не можете любить безусловно?

- есть ли у вас чувства протеста против самого принципа безусловной любви и поддержки?

7. Рефлексия занятия

1. Ведущий предлагает каждому участнику группы выразить своё представление о происходящем с ним и с группой в течение занятия.

2. Каждый из членов группы по пятибалльной шкале оценивает степень своей включённости во время занятия и интереса к происходящему. (На маленьком листке каждый пишет свою цифру и сдаёт листок ведущему).

ВСТРЕЧА 2

Цели:

• выявление проблем, не позволяющих участникам эффективно общаться с детьми;

• осознание разделения в поведении ребенка событий и обязанностей: за какие ответственен он сам, а за какие - родители;

• осознание необходимости в изменении своего отношения к ребенку.

• осознание    родителями    необходимости в передаче ребенку ответственности за поступки, на которые он имеет право;

• развитие навыка Я - высказывания.

1.Упражнение «Позитивное мышление»

Цель:

• разминка;

• стимулирование гибкости, толерантности;

• развитие умения мыслить позитивно.

Ведущий предлагает качества характера, такие как: упрямство, агрессивность и т.д., а участники должны увидеть и назвать положительную сторону в отрицательной черте.

Затем родителям предлагается в течение 3 минут называть сильные стороны характера своего ребенка. Причем, ведущий акцентирует внимание на понятии «сильная сторона» и его отличии от понятия «положительные качества».

2. Информирование

Содержание: навыки бесконфликтного взаимодействия; активное слушание, «Я- сообщения».

Вчера мы с вами познакомились с длинным списком неудачных высказываний, и вами был задан вопрос: «И то нельзя и это..., а что же тогда можно?». Сегодня мы с вами будем говорить о навыках конструктивного взаимодействия.

Психологи выдели три типа трудных ситуаций:

1. наличие проблемы и отрицательных чувств у ребенка;

2. наличие проблем и отрицательных чувств у родителей;

3. наличие проблем и отрицательных чувств у обоих.

Разберем по порядку каждый тип.

1. Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу,

когда ему больно, стыдно, страшно и т.д., первое, что нужно сделать, - дать

ему понять, что вы знаете о его переживаниях и «слышите» его.

(Приводятся примеры ситуаций, информация о том, что такое «активное

слушание»   и   проговариваются   правила   беседы   по   принципам   «активного слушания»).

Преимущества «активного слушания» по сравнению с «барьерами общения»:

·      ослабление отрицательного переживания;

·      создание атмосферы понимания, ребенок начинает вам больше доверять;

·      ребенок сам продвигается в решении своих проблем, становится более ответственным;

·      ребенок осваивает этот навык через подражание;

·      сами родители становятся более внимательными к чувствам и нуждам ребенка, становятся более терпимыми.

Возможные ошибки при овладении навыком:

·      пространственные барьеры;

·      ограниченное время у родителя;

·      вместо утвердительной - вопросительная форма.

«Активное слушание»

Цель:

·      тренировка навыка «активного слушания».

Процедура проведения.

Ведущий предлагает таблицу, в которой нужно:

1.Подумать и записать, какие чувства ребенок испытывает в этой ситуации.

2.Сформулировать и записать ваш ответ в форме «Я - высказывания»

Пример таблицы:

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

 

Ваш ответ

 

 

 

«Сегодня, когда я выходил из школы, мальчик выбил у меня портфель,    и     из     него     все высыпалось»

Огорчение, обида

Ты очень расстроился, и тебе было обидно

Обсуждение:

- какие трудности возникали у вас при выполнении задания?

2. Во всех ситуациях, когда в большей степени переживает родитель, и эмоциональная проблема возникает   именно   у   него,   необходимо   сообщить   о   своих отрицательных чувствах. Родители информируются о том, что такое «Я-сообщение», приводятся примеры.

Преимущества «Я - сообщения» по сравнению с «барьерами общения»:

· выражение негативных чувств в необидной для ребенка форме;

· создание атмосферы доверия, так как ребенок больше узнает о нас;

· ребенок осваивает данный навык через подражание;

· предоставление возможности ребенку самому принимать решения.

Возможные ошибки при овладении навыком:

· начало - «Я - сообщение», конец - «Ты - сообщение»,

· боязнь выразить истинные чувства.

Предлагаемые навыки - это не способ добиться от ребенка того, что вы хотите. Это путь установления контакта, улучшения взаимоотношения и понимания, обретения ребенком самостоятельности и ответственности.

«Открытое выражение чувств»

Цель:

• тренировка навыка открытого выражения чувств и желаний.

Процедура проведения.

"Используя "Я - сообщения", важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете, и именно такой интенсивности. Это не так просто: мы привыкли думать о словах, которые надо сказать ребенку, а не о наших чувствах, порой загоняемых внутрь.

В задании вам будет предложено прислушаться к своим чувствам, не думайте, что ответить ребенку, а попытайтесь дать себе отчет в том, что бы вы пережили в каждом из приводимых ниже примеров.

Участникам выдаются бланки заданий. Предлагается заполнить таблицу.

ПРИМЕР ТАБЛИЦЫ:

Ситуация

Ваше чувство

Я - сообщение

Ребенок   шалил   за   столом   и, несмотря   на   предупреждение, пролил молоко

Расстроилась, рассердилась

Меня сердит, когда дети не слушают, что им говорят

Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил

 

 

Обсуждение:

- какие трудности вы испытывали, выполняя данное задание?

3.   Ситуации, когда негативные чувства возникают сразу у обоих, - это, как правило, ситуации конфликтов, причинами которых является столкновение интересов. Сейчас мы займемся наукой конструктивного разрешения конфликтов. Далее ведущий информирует родителей о неконструктивных способах разрешения конфликтов («Выигрывает только родитель» и «Выигрывает только ребенок») и их последствиях.

Более     подробно      останавливается     на     конструктивном      способе («Выигрывают оба») и его преимуществах.

Этапы:

    1. Прояснение конфликтной ситуации.

    2. Сбор предложений.

3. Оценка предложений, выбор наиболее приемлемого.

4. Детализация решения

    5. Выполнение и проверка.

3. Рефлексия занятия

1. Ведущий   предлагает   каждому   участнику   группы   выразить   своё представление о происходящем с ним и с группой в течение занятия.

2. Каждый из членов группы по пятибалльной шкале оценивает степень своей включённости во время занятия и интереса к происходящему.

ВСТРЕЧА 3

Цели:

• помощь участникам в осознании собственных взглядов и отношения к
проблеме дисциплины и наказания детей;

• создание условий для пересмотра и изменения своих установок;

• выявление причин, не позволяющих участникам успешно общаться с детьми;

• осознание участниками группы возможности применения психологических                знаний во взаимодействии с детьми;

• формирование эффективных способов общения.

1. Упражнение «Назови свои сильные стороны»

Цели:

• формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе;

• развитие умений думать о себе позитивно.

Мы привыкли считать, что работа над собой и самосовершенствование предполагает только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Однако, есть ещё одна не менее важная сторона работы над собой - обнаружение в себе не только противника и виновника ошибок, но и сподвижника, друга и помощника.

Как это ни странно, большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе.

Процедура проведения.

Каждый член группы в течение 3-4 минут должен рассказать о своих сильных сторонах и о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни.

2. Дискуссия: «Ответственность»

Цели:

• помощь участникам в осознании собственных взглядов в отношении проблемы воспитания детей;

• создание условий для изменения стереотипов воспитания;

• осознание участниками группы возможности применения психологических знаний во взаимодействии с детьми;

• выявление причин, не позволяющих участникам эффективно общаться с детьми.

Процедура проведения.

Участникам предлагается для обсуждения плакат:

«ТРИ СПОСОБА «ИСПОРТИТЬ" РЕБЕНКА»

1. ВИДИМ, ЧТО ОН ВЕДЕТ СЕБЯ «ПЛОХО»,   БЕЗОТВЕТСТВЕННО И НЕ РЕАГИРУЕМ ПОДХОДЯЩИМ ОБРАЗОМ;

2. ДЕЛАЕМ ДЛЯ НЕГО СЛИШКОМ МНОГО ТОГО, ЧТО ОН СМОГ БЫ   ДЕЛАТЬ ДЛЯ СЕБЯ САМ;

     3.   «ВЫТАСКИВАЕМ» ЕГО ИЗ НЕПРИЯТНОЙ СИТУАЦИИ, В КОТОРУЮ ОН ПОПАЛ ПО СОБСТВЕННОМУ ВЫБОРУ.

По каждому пункту идет обсуждение:

- как вы понимаете утверждение?

- ваше отношение к этому?

Для активизации дискуссии ведущий может познакомить участников с ситуацией, связанной с проблемой ответственности из своей практики, затем   предлагается эту ситуацию обсудить.

Вопросы для дискуссии:

· что означает понятие «ответственность»?

· что значит принять «ответственность на себя»?

· как вы оцениваете собственную ситуацию?

· что я могу сделать, чтобы помочь ребенку быть ответственным и способным принимать решения самому?

В процессе обсуждения ведущий подводит родителей к тому, что конечной целью является воспитание ребенка порядочным, ответственным человеком, способным принимать в отношении себя верные решения; формулирует понятие ответственность; знакомит с двумя важными правилами:

1. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

2. Позвольте вашему ребенку встретиться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействий). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

3. Упражнение «Ответственность»

Цель:

• принятие ответственности за собственную жизнь.

Процедура проведения.

Представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых вы чувствуете ответственность. Сосчитайте их и запишите список на листке.

Обратить внимание, включили ли они в этот список себя, и если - да, то каким по счету.

Сделать акцент на том, что, не включив в список себя, участники взваливают на свои плечи непосильную ношу заботы о других, забыв о себе. Если включили, то необходимо выяснить, уделяли ли они себе столько же заботы и внимания, сколько отдавали другим людям. Предложить принять решения, касающиеся заботы о себе и своем внутреннем Я.

- В чем состоят мои обязанности по отношению к ребенку?

- В чем состоят обязанности моего ребенка по отношению ко мне?

Сравните ответы. Имеют ли они двухсторонние обязательство.

4. Упражнение «Что меня не устраивает в моем ребенке»

Цели:

• осознание родителями необходимости передачи ответственности ребенку за события, происходящие в его жизни, и его поведение;

• осознание необходимости изменения своего отношения к ребенку.

Процедура проведения.

Участникам предлагается составить список претензий (не устраивающего родителей поведения ребенка). Необходимо поразмышлять на тему: «Что я могу сделать в этой ситуации?», «Обладаю ли я реальной властью над ситуацией или нет?». Далее, предлагается отметить в списке те ситуации, за которые, по их мнению, может нести ответственность ребенок, и которые, по - большому счету, не должны влиять на жизнь родителей. По каждому из пунктов проводится обсуждение.

Ведущий предлагает родителям составить и отрепетировать обращение к ребенку, целью которого является стремление передать ему ответственность за что-либо. Примерно так:

«Катя, я беспокоилась по поводу того, что ты... и пыталась заставить тебя... Я не могу заставить тебя делать что-либо, и, кроме того, это твои проблемы, и они влияют на твою жизнь.

Я поняла, что ты вполне можешь самостоятельно принимать правильные решения относительно...

С сегодняшнего дня я не собираюсь вмешиваться в эти решения и доверяю тебе: что бы ты не решила, будет для тебя правильным. Я буду интересоваться твоими делами и помогать тебе, если ты об этом попросишь, но все это теперь твое дело».

Затем ведущий предлагает родителям отрепетировать краткие высказывания в отношении тех аспектов, которые ещё продолжают беспокоить родителей. При этом, в обращении не должно быть вопросительных предложений, а подлежащим должно быть местоимение «я». На протяжении всего упражнения ведущий делает акцент на том, что желание родителей отдать ребенку право иметь или делать то, что он хочет, и быть, кем он хочет, - и есть, в конечном счете, проявление любви к нему.

5. Упражнение «Сам – вместе»

Цели:

• осознание разделения ответственности с ребенком за его поведение, события и обязанности (за какие ответственен он сам, а за какие родители);

• осознание необходимости изменения своего отношения к ребенку.

Процедура проведения.

Возьмите лист бумаги и разделите его вертикально. Над левой частью напишите: «Сам», над правой: «Вместе». Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы обычно участвуете.

Затем посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам».

6. Упражнение «Список проступков»

Цели:

• помощь участникам в осознании собственных взглядов и отношения к проблеме дисциплины и наказания детей;

• создание условий для пересмотра и изменения своих установок;

• выявление причин, не позволяющих участникам общаться с детьми.

Процедура проведения.

1.Участникам предлагается составить список нарушений в поведении ребенка. Затем, против каждого пункта прописать наказание, которое обычно используется за эти поступки.

2.Участники зачитывают список по кругу, затем, проводится обсуждение на тему «Дисциплина»:

· что такое родительский авторитет?

· в чем разница между авторитетом и авторитарностью?

· что происходит, когда авторитет родителей перестает держаться на преимуществах возраста?

· насколько эффективно наказание как средство?

· за какие поступки следует наказывать?

· как наказывали вас в детстве?

· что вы чувствовали, когда вас наказывали?

· что вы чувствуете, когда сами наказываете?

· можно ли применять физические наказания?

· эффект такого наказания (ожидаемый/реальный)?

3. Информирование: «Дисциплина без конфликтов».

«Бывает такое? Или это что-то из области фантастики?»- скажут многие из вас. Но, думаю, что именно об этом мечтает каждый родитель.

Достижение дисциплины без конфликтов является самой трудной и важной задачей воспитания, от способа решения которой зависит, вырастет ли ваш ребенок внутренне собранным, ответственным, уверенным в себе человеком или нет.

Доказано, что дети сами чувствуют себя более защищенно и комфортно в условиях определенных правил и установленного порядка. Они интуитивно чувствуют, а в более старшем возрасте сознательно понимают, что за родительскими «нельзя» и «надо» лежит забота о них.

Но почему же они так и норовят нарушить правила, и почему вопрос о выполнении обязанностей, правил и требований очень часто превращается в «поле битвы»?

Можно назвать множество причин такого поведения. Но мы сделаем лишь общий вывод:

Дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения».

Довольно распространенной ошибкой на пути к дисциплине без конфликтов является излишний «воспитательский» настрой родителей. «Сначала дисциплина, а потом добрые отношения, иначе я его испорчу» или «Как же я буду обнимать его, когда он еще не выучил уроки?», и т.д. - типичные реплики для родителей с подобной установкой.

И, как правило, в подобных ситуациях мы встаем на путь критических замечаний, требований безоговорочного послушания, напоминаний «в сто первый раз» и попадаем в «заколдованный круг». Это круг взаимных недовольств, нарастающего напряжения, конфликтов, усталости и потери взаимопонимания с ребенком.

Где же выход? Выход есть. Для этого необходимо понять, что

дисциплина не до, а только после установления доброжелательных и доверительных отношений взаимопонимания и только на их базе.

Более того, без учета чувств, эмоций и переживаний, интересов и потребностей ребенка, да и ваших собственных, невозможно наладить дисциплину. Поэтому в выигрыше оказываются родители «понимающие», а с проблемой непослушания чаще всего сталкиваются родители «воспитывающие».

В последнем случае, родители оказываются « в лодке», которая плывет против «течения», то есть идут вопреки чувствам, интересам и основным потребностям своего ребенка (а это заметьте мощная сила) и, что естественно, встречают на своем пути упрямство, сопротивление и негативизм.

Психологи вывели ряд правил, выполнение которых гарантирует вам успех в налаживании дисциплины. Получилось что-то вроде списка правил о правилах.

*            Правила (запреты и требования) обязательно должны быть в жизни
каждого ребенка.

Это особенно важно знать тем родителям, которые часто идут «на поводу» у своего ребенка, избегают конфликтов (мир любой ценой). При таких установках дети чаще всего вырастают эгоистичными, безответственными, не приспособленными и не приученными к порядку.

*            Правил (запретов и требований) не должно быть слишком много и они
должны быть гибкими.

Это правило предостерегает вас, дорогие родители, от другой крайности - воспитания в духе «закручивания гаек», об отрицательных последствиях, о которых мы говорили выше.   Кроме того, излишнее ограничение свободы и самостоятельности блокирует развитие такой важной характеристики личности как ответственность и порождает пассивность.

* Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Например, родители часто жалуются на чрезмерную активность своих детей и не задумываются, что она является естественным проявлением важной для развития детей потребности в движении, познании и деятельности. Запрещать подобные действия все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботьтесь о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло.

Другой пример относится больше к школьному возрасту. Начиная с 10-11 лет ребятам особенно важно общаться со своими сверстниками. Они чаще проводят время вне дома и уважают больше мнения своих сверстников, чем взрослых. Чтобы избежать осложнений, родителям стоит быть особенно осторожными в запретах «не ходи», «не дружи», «не надевай», «не участвуй».

* Правила (ограничения и требования) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Знакома ли вам ситуация, когда мама говорит одно, папа - другое, а бабушка - третье. В такой семье ребенку очень трудно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине.

Нужно помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают только то, что не поддается расшатыванию. В обратном случае, начинают настаивать на своем, ныть и манипулировать. Также, не менее важна и последовательность в соблюдении правил.

* Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружеским, разъяснительным, а не повелительным.

Любой запрет желаемого труден, а если он произнесен сердитым тоном, становится труднее вдвойне. Поэтому на вопрос:   «Почему нельзя?» не стоит отвечать: «Нельзя и все!».

Важно, чтобы ребенок понял причину и принял запрет. В этом направлении и необходимо прикладывать свои усилия. Желательно один раз коротко и ясно произнести объяснение. Если ребенок опять спрашивает: «Почему?», то это происходит не оттого, что он вас не понял, а потому, что ему трудно побороть свои желания. Причем, фразы лучше строить в безличной форме.

Например, лучше сказать: «Спичками не играют», вместо: «Не смей играть спичками!».

4. Ведущий предлагает для обсуждения плакат:

«ПРАВИЛО ТРИ «С» - ТРИ ОТЛИЧИЯ САНКЦИЙ ОТ НАКАЗАНИЙ».

ПЕРВОЕ «С»: Санкции соответствуют проступку по содержанию.

ВТОРОЕ «С»: Санкции соразмерны проступку.

ТРЕТЬЕ «С»:    Санкции   исключают обсуждение личности и   оскорбления, они созидательны.

Обсуждение:

     -   Как вы понимаете каждое из правил?

- С чем согласны?

- С чем не согласны?

В процессе обсуждения ведущий информирует родителей по темам: «Санкции», «Правило три «С»».

Разговор о дисциплине неминуемо приводит нас к вопросу о наказаниях. Прежде всего, хочется вас заверить, что при соблюдении всех «правил о правилах» число непослушаний станет во много раз меньше. Сразу скажем, что самым лучшим и наиболее ценным видом наказания является естественное следствие непослушания - встреча с последствиями и результатами своих действий.

Пролили молоко - вытираем лужу; дотронулись до горячего утюга -

лечим ожог.

Один практический опыт стоит десятка наставлений, к тому же, мы все равно не сможем «подстелить соломки» всюду, где ребенок может «упасть».

Но в воспитании более привычен другой вид наказания, являющийся условным следствием непослушания. Оно не вытекает естественным образом из действий ребенка, а назначается родителями по его усмотрению. Все начинается с предостережения: «Если ты не ..., то...», а кончается выполнением угрозы.

В воспитании их все равно не избежать, но в этом случае важно помнить одно правило:

Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать плохое.

Например, справедливо, когда вы не уделяете ребенку свое время и внимание потому, что расстроены или рассержены. В обратном случае - есть опасность потерять взаимопонимание и доверие ребенка, так как могут возникнуть взаимные недовольства и обиды, а иногда и затяжные конфликты.

Хочется сказать несколько слов о физическом наказании, все еще довольно часто применяемом. Однозначно: они оскорбляют, озлобляют и унижают детей. Позитивного результата в них меньше, чем негативного. Физические наказания неэффективны еще и потому, что являются прямыми образцами агрессивного поведения для вашего ребенка. Многочисленные исследования показывают, что наименее агрессивны дети в тех семьях, где агрессия осуждается (что и доводится до сведения ребенка) и не используются строгие наказания. И, напоследок, три важных правила в отношении наказаний:

•       Наказания всегда должны быть четко связаны с проступком по
содержанию.

То есть, наказания должны логически вытекать из проступка. Причем, чем теснее связь между проступком и наказанием, чем она яснее видна ребенку, тем ценнее опыт и сохраннее ваши отношения.

• Наказания всегда должны быть соразмерны проступку.

И в этом смысле, самое главное помнить, что мы наказываем не для того, чтобы отомстить или «выпустить пар», а для того, чтобы научить ребенка выбирать в будущем правильное поведение. Несоразмерное наказание вызывает обиду и возмущение, зато соразмерная санкция будет уроком, не унижая гордости и не разрушая взаимоотношений.

• Наказания должны быть созидательны.

Санкции не должны приводить к понижению самооценки и самоуважения у ребенка, вызывать ощущение потери любви и принятия близкими. Поэтому:

- не говорите о «плохом» ребенке, говорите о плохом поведении;

- не сравнивайте его с другими;

- не обвиняйте;

- не стыдите и не позорьте;

- избегайте чтения морали и лекций.

Лучшее всего вместе с ребенком договориться о последствиях за нарушение. Во - первых, когда он включается в этот процесс, с ним легче найти взаимопонимание, во - вторых, что более важно, дети учатся думать о последствиях и становятся более ответственными. Спокойным тоном и как можно более логично обоснуйте установление наказания (последствия) так, чтобы ребенок согласился, что оно справедливо. Наиболее эффективна здесь следующая схема:

-Теперь, когда ты сделал..., что произойдет? Какие будут последствия?

-Что нужно сделать, чтобы предотвратить их?

-Как ты это будешь делать?

Ответы на эти вопросы позволят вам безболезненно подойти к санкциям, как к естественному следствию проступка и не вызовут сопротивления у вашего ребенка. Не забудьте после выполнения договора поощрить (похвалить) его!

Только при соблюдении вышеперечисленных условий наши дети, наконец-то, перестанут бояться ответственности и начнут воспринимать ее как положительный момент, научатся думать о последствиях.

5.    Участникам   предлагается   просмотреть   «список   проступков»   и проанализировать его с позиции новых знаний:

- были это санкции или наказания?

- какие   санкции   могут быть,   с   сегодняшней точки   зрения,   более эффективны?

Ведущий предлагает внести коррективы, зачитать и обсудить.

7. Упражнение «Связующая нить»

Цели:

• стимулирование осознания произошедших изменений в группе;

• создание условий, способствующих формированию чувства собственной

    значимости у участников группы.

Процедура проведения.

Члены группы, сидя в кругу, передают друг другу клубок ниток, сопровождая это высказываниями, начинающимися со слов: «Я благодарен тебе за то...».

8. Рефлексия тренинга

1.Что больше всего запомнилось, понравилось в тренинге?

2. Какие вопросы, затрагиваемые на тренинге, были наиболее актуальными и интересными?

3. Нужны ли, с вашей точки зрения, подобные тренинги для родителей?

4. Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?

 

 

 


Файл:  Загрузить

Возврат к списку

загрузка карты...


Место нахождения и почтовый адрес бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» : Российская Федерация, 628450, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, поселок городского типа  Барсово, улица Сосновый бор, дом 34.
Директор: Черкашина Елена Леонидовна
Приемная: +7 3462 740 555
Факс: +7 3462 740 555
E-mail: SurRCPSD@admhmao.ru
Группа в социальной сети «ВКонтакте»
Группа в социальной сети «Одноклассники»
Группа в социальной сети «Инстаграм»

Группа в социальной сети «ВКонтакте» Группа в социальной сети «ВКонтакте»

Группа в социальной сети «Одноклассники» Группа в социальной сети «Одноклассники»

Группа в социальной сети «Инстаграм» Группа в социальной сети «Инстаграм»