Визитная карта

Визитная карта


Документы:

Коррекционно-развивающая программа педагогической арт - терапии «Территория творчества»


Департамент социального развития

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Решением методической комиссии

бюджетного учреждения ХМАО – Югры

«Сургутский районный центр

социальной помощи семье и детям»

протокол № 1 от«26» 03 2020 г.

Председатель методической комиссии

________ Н.Ф. Иванова

от «___» _______ 2020_ г.

 

 

 

 

 

ТЕРРИТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА

коррекционно-развивающая программа

педагогической арт-терапии

 

 

 

Автор программы:

Фролова Наталья Александровна,

специалист по работе с семьёй;

Шкуропатова Наталья Владимировна,

специалист по работе с семьёй

отделения психологической помощи гражданам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.п. Барсово, Сургутский район

2020 год

 

 

Паспорт программы

 

Полное название программы

«Территория творчества» коррекционно-развивающая программа

педагогической арт-терапии

Автор программы

Автор программы: Ронжина Галина Федоровна. Разработчики плана мероприятий: Фролова Наталья Александровна, специалист по работе с семьёй, Шкуропатова Наталья Владимировна, специалист по работе с семьёй

Должностное лицо, утвердившее программу

Председатель методической комиссии Иванова Н.Ф. бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям», протокол № 1 от 26.03.2020

Цель и задачи

Цель: Активизация резервных возможностей детей через организацию художественной деятельности и совместного творчества во временном детском коллективе.

Задачи:

1.      Организовать методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение программных мероприятий.

2.      Сформировать представления, знания о различных видах искусства и способах художественной деятельности.

3.      Способствовать повышению адаптивных возможностей детей во временном детском коллективе, изменению негативных стереотипов поведения.

4.      Обеспечить повышение уровня мотивации к различным видам художественной деятельности.

5.      Провести анализ результатов на определение оценки эффективности

Целевая группа

Целевая группа - несовершеннолетние в возрасте 7-18 лет, признанные нуждающимися, находящихся на социальном обслуживании

Сроки реализации, этапы

Организационный этап. Данный этап включает подэтапы, которые определяют содержание арт-деятельности:

1. Диагностика и выявление индивидуальных особенностей ребенка.

Учитывая индивидуальные особенности детей, имеющих особые нужды, диагностика часто требует изучения личных дел, участия в обследовании нескольких специалистов: педагогов, психологов, логопедов. Такой подход помогает получить более полную информацию о ребенке.

2. Детальная проработка календарного плана - сетки, разработка сценария и графика реализации мероприятий программы по основным блокам.

3.Материально-техническая подготовка. Для успешной реализации программы необходима подготовка всего методического и дидактического материала, атрибутов и костюмов, технических средств, способствующих качественному проведению занятий, художественных событий.

Основной этап представляет собой непосредственный практический процесс арт-деятельности.

1. Включение детей в процесс арт-деятельности. Носит индивидуализированный характер в зависимости от предпочитаемой ребенком сферы арт-деятельности. Ребенок активно вовлекается в различные виды коллективной и индивидуальной художественной деятельности.

2. Внесение индивидуальных корректив с целью усиления арт-терапевтического эффекта. При необходимости специалисты корректируют свои усилия: от чего-то отказываясь, что-то повторяя, добавляя новое. Такой подход делает процесс более результативным, а также позволяет добиваться большей индивидуализации.

3. Итог практической арт-деятельности. Проводятся культурно-массовые художественные мероприятия, это – музыкально-игровое развлечение с тематической выставкой, заключительный итоговый театрализованный праздник с тематической выставкой.

Заключительный этап. На данном этапе имеет место сам результат арт-деятельности, анализ и оценка действенности примененной программы и определение последующих перспектив.

1. Заключительная диагностика и предварительная оценка программы. По окончании практической арт-деятельности следует оценка ее результативности, которая позволяет определить, в какой степени удалось решить поставленные для реализации цели и задачи программы.

2. Анализ результатов коррекционно-развивающей программы и общие выводы. На основании результатов первично и заключительной диагностики проводится качественно-количественный анализ. Выявляются позитивные и негативные аспекты использованной коррекционно-развивающей программы, варианта ее реализации.

Сроки реализации программы: бессрочно

Сущность программы

Программа педагогической арт-терапии «Территория творчества» основана на комплексном подходе, имеет коррекционно-развивающую направленность и ориентирована на активизацию внутреннего потенциала детей, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развитие творческой активности, формирование адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности. Программа способствует успешной адаптации в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности

Показатели результативности

Выявление потенциальных художественных возможностей каждого ребенка и повышение мотивации к различным видам искусства.

Адаптация средствами искусства в новом коллективе и развитие эмоциональной сферы и творческой активности.

Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения

Объемы и источники финансирования

Финансирование программы за счет средств Учреждения и спонсорских средств

Название организации, юридический адрес

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»; ул. Сосновый бор, д. 34, г.п. Барсово, Сургутский район, Тюменская область

Ф.И.О. руководителя организации

Черкашина Елена Леонидовна, директор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                      Пояснительная записка

1.                     Актуальность программы

Творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Его рассматривают как инструмент прогрессивной педагогики для развития потенциала психического здоровья детей, формирования здоровой творческой личности. Творчество – важнейший источник приобретения нравственного и эстетического опыта. Оно оказывает непосредственное влияние на чувства, развивая и обогащая их, содействует развитию воображения, без которого невозможно понять состояние другого человека, а, следовательно – испытать к нему сочувствие.

Начало социальной адаптации ребенка с особенностями развития связано с ликвидацией дефицита его общения со здоровыми сверстниками. Физические, психические и социальные ограничения не позволяют больному ребенку легко войти в среду здоровых людей, взаимодействовать с ними. Преодолеть барьеры, воздвигнутые недугом, помогает совместное творчество. Жизненные позиции иждивенчества, самоизоляция, порой имеющиеся в сознании ребенка с ограниченными возможностями, так же как и установки превосходства и эгоизма здорового ровесника, трансформируются в процессе этой деятельности.

Здоровые дети в процессе общения с больными сверстниками получают способность тонко чувствовать трудности другого, учатся деликатности, терпимости к менее успешному сверстнику. Они приобретают такие качества, как сострадание и человеколюбие. Эти навыки пригодятся детям во взрослой и семейной жизни, а для многих и в профессиональной. Здоровый ребенок получит жизненный опыт любви и принятия, который невозможно недооценить.

Коррекционно-развивающая программа педагогической арт-терапии «Территория творчества» разработана в БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» г.п. Барсово Сургутского района, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Одним из направлений деятельности учреждения являются профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им социальной помощи. Участниками программы являются несовершеннолетние, зачисленные на социальное обслуживание и нуждающиеся в психолого-педагогической и социальной помощи. Подавляющее большинство - это несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, дети с ограниченными возможностями здоровья. Для этой категории детей характерно отставание в физическом и в психическом развитии: нарушения эмоционально-волевой сферы, низкая работоспособность, нарушения познавательной деятельности, задержка психического развития, умственная отсталость и мн.др.

Программа педагогической арт-терапии «Территория творчества» основана на комплексном подходе, имеет коррекционно-развивающую направленность и ориентирована на активизацию внутреннего потенциала детей, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развитие творческой активности, формирование адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности. Программа способствует успешной адаптации в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности.

Занятия в рамках программы «Территория творчества» рассчитаны на любого ребенка, т.е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата и дифференциации проводимой работы. Программа может успешно применяться для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, агрессией, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.

2. Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте 7 - 18 лет, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, находящиеся в стационарном отделении в условиях круглосуточного пребывания.

3. Цель программы: активизация резервных возможностей детей через организацию художественной деятельности и совместного творчества во временном детском коллективе.

4. Задачи программы:

1.                     Организовать методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение программных мероприятий.

2.                     Сформировать представления, знания о различных видах искусства и способах художественной деятельности.

3.                     Способствовать повышению адаптивных возможностей детей во временном детском коллективе, изменению негативных стереотипов поведения.

4.                     Обеспечить повышение уровня мотивации к различным видам художественной деятельности.

5.                     Провести анализ результатов на определение оценки эффективности.

5. Формы работы

5.1. Индивидуальные:

 

Индивидуальная консультация, беседа

Позволяет распознать несовершеннолетнего, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя

 

      5.2. Групповые

 

Формы организации изобразительной деятельности

наиболее эффективное средство для эстетического развития, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка

Формы организации музыкально-образовательной деятельности

включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства

Формы организации художественно-речевого развития

включает в себя прослушивание сказок, рассказов; их пересказ; выразительное чтение стихов

Формы организации театрализовано-игровой деятельности

способствующие эстетическому воспитанию, развитию творческих способностей. Представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки)

 

       6. Методы работы

 

Административные

Регламентирование (приказы, положения), нормирование, инструктирование, распорядительное воздействие, дисциплинарные

Организационные

Планирование, информирование, координирование, прогнозирование, проектирование, работа с документами.

Исследовательские

Анкетирование, диагностирование (психологическое, социально-педагогическое), наблюдение

Практические

Консультирование, объяснение, рассказ, беседа, убеждение, метод решения проблемных ситуаций, упражнение, демонстрация, видеометод, метод положительного личного примера, игровые методы

Аналитические

Анализ документов, анализ результатов деятельности, обобщение, публикация и выступление по результатам проведенной работы, мониторинг удовлетворенности, параметрический метод (сравнение показателей)

 


II. Содержание программы

1.                     Этапы реализации программы

1.1. Организационный этап (один месяц)

Данный этап включает подэтапы, которые определяют содержание арт-деятельности:

1. Диагностика и выявление индивидуальных особенностей ребенка.

Учитывая индивидуальные особенности детей, имеющих особые нужды, диагностика часто требует изучения личных дел, участия в обследовании нескольких специалистов: педагогов, психологов, логопедов. Такой подход помогает получить более полную информацию о ребенке.

2. Детальная проработка календарного плана - сетки, разработка сценария и графика реализации мероприятий программы по основным блокам.

3.Материально-техническая подготовка. Для успешной реализации программы необходима подготовка всего методического и дидактического материала, атрибутов и костюмов, технических средств, способствующих качественному проведению занятий, художественных событий.

Основной этап (бессрочно) представляет собой непосредственный практический процесс арт-деятельности.

1. Включение детей в процесс арт-деятельности. Носит индивидуализированный характер в зависимости от предпочитаемой ребенком сферы арт-деятельности. Ребенок активно вовлекается в различные виды коллективной и индивидуальной художественной деятельности.

2. Внесение индивидуальных корректив с целью усиления арт-терапевтического эффекта. При необходимости специалисты корректируют свои усилия: от чего-то отказываясь, что-то повторяя, добавляя новое. Такой подход делает процесс более результативным, а также позволяет добиваться большей индивидуализации.

3. Итог практической арт-деятельности. Проводятся культурно-массовые художественные мероприятия, это – музыкально-игровое развлечение с тематической выставкой, заключительный итоговый театрализованный праздник с тематической выставкой.

Заключительный этап (один месяц). На данном этапе имеет место сам результат арт-деятельности, анализ и оценка действенности примененной программы и определение последующих перспектив.

1. Заключительная диагностика и предварительная оценка программы. По окончании практической арт-деятельности следует оценка ее результативности, которая позволяет определить, в какой степени удалось решить поставленные для реализации цели и задачи программы.

2. Анализ результатов коррекционно-развивающей программы и общие выводы. На основании результатов первично и заключительной диагностики проводится качественно-количественный анализ. Выявляются позитивные и негативные аспекты использованной коррекционно-развивающей программы, варианта ее реализации.

Сроки реализации программы: бессрочно.

2. Направления деятельности и их содержание

Программа «Территория творчества» включает 4 блока: музыкотерапия, театротерапия, танцетерапия, изотерапия.

Каждый блок имеет определенное коррекционно-развивающее значение.

 




Блок

Цель

Задачи

Основное содержание деятельности

Музыкотерапия

Активизация музыкального потенциала детей, развитие эмоциональной сферы, создание «ситуации успеха» в музыкальных видах деятельности, создание условий для успешной адаптации ребенка в условиях временного коллектива средствами музыки

 

1.                  Развивать и поддерживать у детей желание слушать музыку, эмоционально на нее откликаться, рассказывать о ней;

2.                  Формировать представления о музыке как виде искусства, о ее жанровой принадлежности, средствах музыкальной выразительности; знакомить с элементарной музыкальной терминологией;

3.                  Расширять музыкальный кругозор, запас музыкальных впечатлений; развивать музыкально-образное мышление, музыкальный слух;

4.                  Развивать музыкально-исполнительские навыки в пении, в движении, в игре на музыкальных инструментах, активизировать творческие проявления детей в музыкальной деятельности;

5.                  Осуществлять средствами музыки коррекцию отклонений в развитии детей (познавательной, эмоционально-волевой, моторной сфер), обеспечивать регуляцию поведения, формирование доброжелательного коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Сочетает в своей методологии подходы рецептивной и активной музыкотерапии. К рецептивной музыкотерапии относится восприятие-слушание музыки, направленное на релаксацию, моделирование положительного психоэмоционального состояния, а также на формирование художественно-эстетического вкуса, воображения, слуховой памяти, активизации умственной деятельности. Активные формы (вокалотерапия и инструментальная терапия) предполагают целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка, рассматриваются как средство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетического вкуса и потребностей, а также и коррекции. Эффективность активной музыкотерапии заключается в возможности корректировать не только отклонения в психоэмоциональном развитии, но и дисгармоничную самооценку, низкую степень самопринятия, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

   Несовершеннолетние осваивают окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти. Поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект мы в праве ожидать, влияя на чувства и настроения ребенка, ослабляя негативные переживания под воздействием музыки. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции

Театротерапия

Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром через сценические образы

 

1.                  Развивать эстетическое отношение к окружающему;

2.                  Развивать сферу чувств, соучастия, сопереживания;

3.                  овладевать навыками общения и коллективного творчества;

4.                  развивать способности к творческому воспроизведению

 

Включает инсценирование, театрализацию. Предполагает создание условий для активного участия несовершеннолетнего в совместном творческом процессе и рассчитана на сотворчество педагогов и детей, что должно дать положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента, обеспечить становление произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствовать развитию многих компонентов личности детей

Танцетерапия

Обучение ребенка в силу его возможностей свободно, непринужденно двигаться, быть интересным, привлекательным в танце, не стесняться сверстников

1.                  Развивать музыкальное восприятие, умение передавать различные средства музыкальной выразительности в свободных движениях, отражать жанры музыки (марш, танец, напевнуюмелодию, вальс, народный танец и т.д.);      

2.                  Формировать навыки выразительных движений, умение пантомимически, жестомимически в танце, игре передавать музыкальный образ;

3.                  Способствовать активизации творческих проявлений детей в движениях под музыку, в музыкально-двигательной импровизации, в сюжетно-ролевых этюдах, танцах

Включает танец, пластику, ритмику – виды активной музыкальной деятельности, основой которых является взаимодействие музыки и ритмического движения. Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что применение их в коррекционной работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов) помогает осуществлять общее развитие ребенка, его речевую функцию, произвольность деятельности, моторики, формирование пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкального чувствования

Изотерапия

Активизация творческого потенциала личности ребенка и средствами изобразительной деятельности.

 

1.                  Развивать эмоционально-волевую сферу;

2.                  Корректировать сенсорное восприятие (цвета, формы, величины, пространственные представления);

3.                  Повышать мотивацию к деятельности;

4.                  Повышать познавательную активность;

5.                  Способствовать укреплению моторики руки

Деятельность изотерапией способствует сенсорному развитию, развитию мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации




4. Ресурсы

4.1. Кадровые ресурсы

№ п/п

Должность

Функции

1.

Специалист по работе с семьёй

(музыкальная деятельность)

Организует общее руководство реализацией программы, планирование деятельности, осуществление комплекса мероприятий согласно календарно тематического плана; представление отчетов о результатах работы; взаимодействие с заинтересованными организациями и учреждениями, СМИ.

Организует коррекционные мероприятия по трем основным блокам программы - музыкотерапия, театротерапия, танцетерапия

2.

Воспитатели

Помогают в реализации арт-терапевтических мероприятий, способствуют укреплению детского коллектива, предупреждают конфликтные ситуации.

3.

Специалист по работе с семьёй

(творческая деятельность)

Участвует в реализации арт-терапевтических мероприятий, организует коррекционные мероприятия по изотерапии

4.

Психолог

Осуществляет социально-психологическую поддержку участникам программы, диагностирует, участвует в реализации мероприятий согласно содержанию блоков программы

 

4.2. Материально- технические

 

Наименование материалов и оборудования

Необходимое количество, шт

Стоимость, руб.

Требуется, руб

Ковролин

30 кв. м.

500 р. 1кв. м.

15.000

Шторы

3

5.000

15.000

Телевизор

1

20.000

20.000

Ноутбук

1

20.000

20.000

Компьютерный стол

1

5.000

5.000

Стеллажи

2

7.000

14.000

Настенная магнитная доска

2

2.000

4.000

Детские столы

3

4.000

12.000

Детские микрофоны

6

250

1.500

Детские стулья

15

800

12.000

Видеокамера

1

15.000

15.000

Жалюзи

3

5.000

15.000

Музыкальный молоток

10

300

3.000

Колокольчики

20

150

3.000

Погремушки

40

50

2.000

Бубен

15

250

3.750

Барабан

15

250

3.750

Детская барабанная установка

1

13.500

13.500

Музыкальные ложки

40

200

8.000

Маракасы

20

150

3.000

Треугольник музыкальный

10

300

3.000

Детский металлофон диатонический 12 цветных нот с деревянными палочками

6

500

3.000

Ксилофон 12 – тоновый с деревянными палочками

6

500

3.000

Детская шарманка

3

250

750

Синтезатор   детский

1

3.000

3.000

Гитара 6-ти струнная

1

3.000

3.000

Набор струн для 6-ти струнной гитары

2

500

1.000

Детская музыкальная гармошка

6

500

3.000

Барабанная установка

1

13.500

13.500

Настольная ширма для кукольного театра

1

3.000

3.000

Ростовая театральная ширма

1

10.000

10.000

Набор игрушек для театра «Репка»

1

800

800

Набор игрушек для театра «Колобок»

1

800

800

Набор игрушек для театра «Теремок»

1

800

800

Набор игрушек для театра «Курочка Ряба»

1

800

800

Набор игрушек для театра «Курочка Ряба»

1

800

800

Костюм детский «Колобок»

1

1.100

1.100

Костюм детский«Бабка»

1

1.500

1.500

Костюм детский «Дед»

1

1.500

1.500

Костюм детский «Лиса»

1

1.300

1.300

Костюм детский «Волк»

1

1.300

1.300

Костюм детский «Внучка»

1

1.500

1.500

Костюм детский «Заяц»

1

1.300

1.300

Костюм детский «Мышка»

1

1.300

1.300

Костюм детский «Медведь»

1

1.300

1.300

Костюм детский «Курочка»

1

1.300

1.300

Костюм детский «Петушок»

1

1.400

1.400

Костюм детский «Лягушка»

1

1.400

1.400

Костюм детский «Собачка»

1

1.400

1.400

Костюм детский«Кошка»

1

1.400

1.400

Костюм детский «Репка»

1

1.100

1.100

Зонтик детский (разных ярких цветов)

10 шт.

500

5.000

Акварельные краски

30

80

2.400

Гуашь цветная

15

120

1.800

Гуашь белая

5

100

500

Тушь цветная

5 наборов

250

1.250

Тушь чёрная

5 шт.

80

400

Восковые мелки

20 наборов

140

2.800

Кисти натуральные

15 наборов

200

3.000

Акварельная бумага

50 листов А 1

40

2.000

Альбом для рисования

30 шт.

50

1.500

Фломастеры

20 наборов

250

5.000

Карандаши цветные

10

250

2.500

Картон белый

3 набора по 100 листов

250

 

Пластилин 12 цветов

10 наборов

120

1.200

Акриловые краски

5 наборов

400

2.000

Мольберт

5 шт.

600

3.000

Выжигатель по ткани

2 шт.

1.200

2.400

Клеевой пистолет

1шт.

800

800

Клеевые палочки

100 шт.

15

1.500

Фоторамки А 4

20 шт.

 

 

Планшет с держателем для рисования

10 шт.

100

1.000

Ватман белый А1

30 листов

30

900

Простые карандаши

20 шт.

6

120

Ластики

15шт.

5

75

Цветной картон двухсторонний

10 наборов

80

800

Цветная бумага двухсторонняя

10 наборов

50

500

Чёрная бархатная бумага

100 листов

20

2.000

Канцелярские ножи широкие

5 шт.

110

550

Канцелярские ножи узкие

5 шт.

80

400

Точилка для карандашей механическая

1 шт.

500

500

Синтетическая ткань красная

5 м

150

750

Синтетическая ткань синяя

5 м

150

750

Синтетическая ткань жёлтая

5 м

150

750

Синтетическая ткань зелёная

5 м

150

750

Синтетическая ткань чёрная

5 м

150

750

Синтетическая ткань коричневая

5 м

150

750

Синтетическая ткань оранжевая

5 м

150

750

Синтетическая ткань розовая

5 м

150

750

Синтетическая ткань белая

5 м

150

750

Синтетическая ткань бежевая

5 м

150

750

Синтетическая ткань голубая

5 м

150

750

Синтетическая ткань фиолетовая

5 м

150

750

Бумага для ламинирования

2 упаковки по 500 шт. формата А 4

800

1.600

Ватные палочки

20 упаковок

100

2.000

ИТОГО: 317.345

4.3. Информационные ресурсы

- СМИ, Интернет;

- Cайт центра www.centr-aprel.ru;

- Информационные материалы, брошюры.

4.4. Методические ресурсы

Материалы авторских программ: по музыкальному воспитанию «Музыкальный самоцвет» Киселевой Т.Ю.; по изодеятельности «Разноцветные шаги» Ганчуковой Д.Р., непосредственно программа «Траектория творчества».

5. Контроль и управление программой

Заведующий стационарным отделением осуществляет общее руководство, координацию и контроль за реализацией программных мероприятий, заключает соглашения о взаимодействии с социальными партнерами, утверждает годовой и ежемесячные планы, ежегодно проводит итоговое совещание и заслушивает отчет ответственных лиц о реализации программных мероприятий.

Методическая комиссия проводит экспертизу разработанных методических материалов, оформляет отзыв и рекомендует к применению разработанные подпрограммы, технологии, проекты, методические рекомендации, инструкции; заслушивает анализ специалистов о результативности и эффективности применяемых методик, технологий.

6. Результаты

6.1 Ожидаемые результаты

Выявление потенциальных художественных возможностей каждого ребенка и повышение мотивации к различным видам искусства.

Адаптация средствами искусства в новом коллективе и развитие эмоциональной сферы и творческой активности.

Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.

6.2 Полученные результаты

В рамках реализации программы для несовершеннолетних клиентов действуют:

- творческие мастерские;

- музыкальный зал для музыкальных занятий, оборудованный музыкальными инструментами, аудиоаппаратурой.

Проведенный мониторинг за 2 года показал положительную динамику по усвоению программы «Территория творчества». Проанализировав уровень усвоения программного материала детьми, мы пришли к выводу, что занятия благополучно влияют на музыкально-творческое развитие несовершеннолетних, на развитие чувства ритма, тембрового и звуковысотного слуха. Дети приобрели навыки игры на музыкальных инструментах, спокойно и свободно научились вести себя на сцене. С удовольствием выступают, правильно выполняют танцевальные движения, согласованные с другими детьми, а также освоили различные техники рисования, в том числе нетрадиционные. Раскрылась индивидуальность каждого ребенка, проявилась его одаренность.

Положительные результаты достигнуты благодаря систематической и целенаправленной музыкально-творческой деятельности.

За текущий период 2018-2019 приняли участие в реализации программы «Территория творчества» 164 ребёнка, 122 семьи. Проведено всего 117 мероприятий: календарно-праздничных – 31; познавательных - 12; музыкально-патриотических - 6; атр-встреч (мастер-классов) - 11; тематический костюмированный бал - 4; развлекательно-анимационные мероприятия - 12; народные гуляния - 4; игра-квест - 4; шоу талантов - 3; музыкально-интеллектуальная игра - 2; театрализованная постановка - 4; мини-студия - 12; мюзикл (музыкально-сценическая постановка) - 2; творческий отчёт - 6; семейный фестиваль - 2; ярмарка творческих идей - 2.

Несовершеннолетние принимают участие в различных музыкально-творческих конкурсах, выставках, благотворительных акциях, концертных программах, флешмобах, имеют грамоты, дипломы, кубки:

- конкурс на лучший эскиз юбилейной символики, посвященной 95-летию со дня образования Сургутского района (диплом I степени);

- Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Лига талантов», номинация «Изобразительное искусство» (диплом II степени);

- конкурс детского рисунка, приуроченного празднованию Года театра в России, номинация «Модельер» (диплом I степени);

- конкурс декоративно-прикладного искусства «Театр глазами детей», номинация «Здание театра» (диплом II степени);

- конкурс детского рисунка «Я вижу мир-мир театра», номинация сохранение народной культуры» (специальный приз);

- конкурс декоративно-прикладного искусства «Театр глазами детей», номинация «Театральная маска» (диплом I степени);

- конкурс декоративно-прикладного искусства «Театр глазами детей», номинация «Сценический костюм» (диплом II степени);

- конкурс поделок «Мамины руки не знают скуки», номинация «Чудесная поделка» (диплом за участие).

     6.3 Критерии оценки эффективности

№ п/п

Задача

Ожидаемый результат

Критерии оценки

Количественные

Качественные

1.

Организовать методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение программных мероприятий

Создание условий для реализации программных мероприятий     

Уровень обеспечения (100%)

Соответствие обеспечения программных мероприятий нормативным требованиям

2.

Обеспечить повышение уровня мотивации к различным видам художественной деятельности

Увеличение количества детей участвующих в конкурсах и фестивалях различного уровня

 

 

 

 

100% охват целевой группы программными мероприятиями

Уровень удовлетворенности целевой группы качеством программных мероприятий (100%)

Уровень мотивации к различным видам художественной деятельности (100% от общего количества несовершеннолетних, участвующих в программных мероприятиях)

Уровень адаптивных возможностей детей во временном детском коллективе, изменению (100%)

3.

Провести анализ результативности и эффективности программных мероприятий

Совершенствование модели педагогической арт-терапии

Количество разработанных и успешно апробированных методических и дидактических материалов по работе с несовершеннолетними

Наличие положительных отзывов несовершеннолетних о результатах программных мероприятий

Исполнение плана программных мероприятий (100%)

Соответствие прогнозируемых и полученных результатов программных мероприятий (100%)

Укрепление сети социальных контактов

Увеличение количества социальных партнеров (78%)

 

4.

Сформировать представления, знания о различных видах искусства и способах художественной деятельности;

 

100% охват целевой группы

Повышение уровня представлений, знаний о различных видах искусства и способах художественной деятельности (98%)

 

Специальные критерии оценки арт-деятельности (по направлениям):

1.Музыкотерапия, танцетерапия, театротерапия:

·                        Динамика развития специальных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкальный ритм, способность к воспроизведению). Т.к. развить специальные способности в короткий срок невозможно, просто фиксируется уровень их развития на данное время.

·                        Динамика развития адекватного восприятия-слушания музыки (устойчивость внимания, заинтересованность).

·                        Динамика развития певческих навыков (дыхание, протяжность звука, слаженность в хоровом исполнении и т.д.).

·                        Динамика развития музыкально-ритмических движений (исполнение в соответствии с темпом, ритмом, характером).

·                        Динамика развития музыкального чувствования (эмоциональная реакция, способность к эмоциональному самовыражению).

·                        Динамика развития чувства уверенности в себе, психологического комфорта.

·                        Динамика активности в театрализации (выразительность речи, развитость мимико-двигательной сферы, взаимодействие с партнером, действия с реквизитом).

·                        Динамика мотивационной готовности к музыкальной деятельности.

Результаты оцениваются по 3 уровням: высокий (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл).

2.Изотерапия:

·                        Динамика развития пространственных представлений.

·                        Динамика развития восприятия цвета, формы.

·                        Динамика мотивационной готовности к изобразительной деятельности.

·                        Динамика развития творческих возможностей.

·                        Динамика развитости мелкой моторики.

Результаты оцениваются по 3 уровням: высокий (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл)


7. Список литературы

 

1.     Абелян Л. Песни, игры, танцы для моей малютки /Л.Абелян. – М.: изд-во «Советский композитор», 1990.

2.     Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением / О.С. Боромыкова; нотное издание – С.-Петербург: «Детство-пресс», 2013.

3.     Величкина Г.А. Дымковская игрушка: рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства / Г.А. Величкина, Т.Я. Шпикалова. – М.: «Мозаика-синтез», 2014.

4.     Гончарова, О.В. Теория и методика музыкального воспитания: Учебник / О.В. Гончарова. - М.: Academia, 2018.

5.     Горбина Е.В. Песенки-чудесенки / Е.В.Горбина; музыкальный материал к праздникам в детском саду, – Ярославль, 2006.

6.     Горяева Н.А. Искусство вокруг нас: учеб. Для 3 кл. нач. шк. / Н.А.Горяева, Л.А. Неменская, А.С.Питерских и др., под ред. Б.М.Неменского, – М.: Просвещение, 2014.

7.     Дорожин Ю.Г. Жостовский букет: рабочая тетрадь по основам народного искусства / Ю.Г. Дорожин. – М.: «Мозаика-синтез», 2013.

8.     Зарецкая Н. В. Веселая карусель. Игры, танцы, упражнения. Для детей младшего возраста Н.В. Зарецкая. - М.: АРКТИ, 2016

9.     Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г.Казакова. – М.: Просвещение, 2016.

10.                       Кожохина С.К. "Растём и развиваемся с помощью искусства". СПб.: Речь, 2018.

11.                       Коротеева Е.И. Искусство и ты: учеб. Для 2 кл. нач. шк./ Е.И. Коротеева; под. Ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2004.

12.                       Критская Е.Д. Музыка: учеб. Для учащихся 1 кл. нач. шк.: / Е.Д. Критская Г.П.Сергеева Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2014.

13.                       Критская Е.Д. Музыка: учеб. Для учащихся 2 кл. нач. шк.: / Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2015.

14.                       Критская Е.Д. Музыка: учеб. Для учащихся 3 кл. нач. шк.: / Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2015.

15.                       Кузьмина Е. Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет. 2001.

16.                       Лазарев М. Л. Здравствуй! Книга песен. В 4 частях. Часть 4 / М.Л. Лазарев. - М.: Мнемозина, 2017.

17.                       Лутцева Е.А. Ступенька мастерства: технология / Е.А. Лутцева. –М.: «Вентара-граф», 2004.

18.                       Макарова Н.Р. Секреты бумажного листа: рабочая тетрадь по художественному труду / Н.Р.Макарова. – М.: «Мозаика-синтез», 2004.

19.                       Макшанцева Е. Скворушка / Е. Макшанцева; Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста –М.: «Аркти-Илекса», 2006.

20.                       Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Малахова Людмила. - М.: Феникс, 2018.

21.                       Мерзлякова, С. И. Учим петь детей 4-5 лет. Песни и упражнения для развития голоса / С.И. Мерзлякова. - М.: Сфера, 2015.

22.                       Музыка /энциклопедия Очевидец обо всем на свете. Лондон-Нью-Йорк-Сидней-Москва: «ДорлингКиндерсли», 2004.

23.                       Неменская Л.А. Искусство и ты/Учебник для 1 класса начальной школы, под. Ред. Б.М. Неменского – М.: «Просвещение», 2004.

24.                       Неменская Л.А. Каждый народ – художник /Учебник для 4 класса начальной школы, под. Ред. Б.М. Неменского – М.: «Просвещение», 2004.

25.                       Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания: Учебное пособие / Д.Е. Огороднов. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 224 c.

26.                       Орлова Л.В. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства / Л.В.Орлова. – М.: «Мозаика-синтез», 2004.

27.                       Песенки для детей /нотное издание. – М. «Елен и К». «Фолиант», 1999.

28.                       Поплянова Е. Жили-были Трали-Вали / Е. Поплянова; Сборник песен для детей. – Челябинск: «Урал ЛТД», 1997.

29.                       Прокопьева М. Остров счастья / М.Прокопьева; Сборник песен для детей – Новосибирск, 2000.

30.                       Ранда С. Мой любимый детский сад / С.Ранда; Песни для самых маленьких – Новосибирск: изд-во «Классик-А», 2016.

31.                       Ранда С. Первое признание / С.Ранда; альбом школьных песен – М., 2011.

32.                       Рытов, Д. А. Домашний оркестр для веселого праздника. Мастерим и играем / Д.А. Рытов. – Москва 2017.

33.                       Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. Сфера, 2016.

34.                       Усачева В.О. Музыкальное искусство / В.О.Усачева, Л.В.Школяр; Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений – М.: издательский центр «Вентана-Граф», 2004.

35.                       Усачева В.О. Музыкальное искусство / В.О.Усачева, Л.В.Школяр; Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений – М.: издательский центр «Вентана-Граф», 2004.

36.                       Усачева В.О., Школяр, Л.В. Музыкальное искусство /Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений – М.: издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

37.                       Филиппенко А. Избранные песни для детей младшего возраста/ А.Филиппенко; нотное издание – М.: «Советский композитор», 1972.

38.                       Фролова, Ю. Веселая музыкалочка/ Ю. Фролова. - М.: Феникс, 2017.

39.                       Чурилов Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар/Э.Г.Чурилова. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 2017.

40.                       Шаинский В. Избранные песни /В. Шаинский. – М.: «Советский композитор», 2015.

41.                       Шевченко М.Я рисую успех и здоровье!. Питер, 2017.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Приложения

Приложение 1.

 

Примерный комплексный тематический план творческих занятий программы «Территория творчества»

Тематика

Музыкотерапия,

танцетерапия, театротерапия

(Фролова Н.А.)

Изотерапия

(Шкуропатова Н.В.)

Осень, урожай

Музыкально-игровое развлечение        «Осеннее кафе»

Праздник- ярмарка         «Дары осени»,

Музыкально- развлекательное мероприятие «Осень, осень в гости просим»

Выставка

«Осень, осень в гости просим»,

«Люблю я пышное природы увяданье» (нетрадиционное рисование)

Выставка «Яркая осень»

Путешествие

Музыкально-игровое

развлечение «Дорогою добра»,

Музыкально-игровое развлечение

«Шире круг»,

Праздник «Необыкновенное путешествие в страну «Здоровья»

Выставка

«Разноцветные мультяшки» (участие в конкурсе мультипликаций)

Выставка «Доктор Айболит»

Зима. Новый год

Музыкально-игровое развлечение

«Новогодний фейерверк»,

Новогодний праздник «Зимняя сказка»,

Музыкально-игровое развлечение «Рождество. Колядки»,

Музыкально-литературное развлечение «Прощай ёлочка»

Выставка поделок

«Новогодний вернисаж»,

Выставка рисунков «Зимние фантазии»

23 февраля

Праздник     «Подвигу жить в веках!»

Музыкально-игровое развлечение «Один день в армии»

Выставка

«Наша Родина сильна – охраняет всех она!», «Наш вернисаж»

Весна, 8 марта, 9 мая

Музыкально-игровая программа «Весна идет, весне дорогу»,

Праздник «Мамины глаза»,

Музыкально-игровая программа «Наши мамы лучше всех!»,

Праздник «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Выставка «Весена - красна»;

«Пасхальная тематика»,

Выставка «Этот день Победы!»

 

Лето. Детство

Праздник «Страна детства»,

Музыкально-развлекательное мероприятие «Солнце улыбается»,

Фольклорный праздник «Летние посиделки»,

Музыкально-игровое развлечение ««Подводное царство - Нептуна государство»»

 

Выставка «В каждом рисунке солнце»,

«Здравствуй лето!»,

Конкурс рисунков на асфальте

 


Приложение 2.

Дидактическое обеспечение музыкотерапии

Тематика

Музыкотерапия

Сентябрь–ноябрь

Осень, урожай,

 

Музыкально-игровое развлечение        «Осенний марафон»

Праздник- ярмарка         «Дары осени»,

Музыкально-развлекательное мероприятие «Падают листья»

ПЕСНИ:

«Урожайная» А.Филиппенко

«Осень-рукодельница С.Никитина

«Неприятность эту мы переживем» Б.Савельев

«Приключение в лесу» А.Филиппенко

«Что нам осень принесет»…

«Мама- солнышко»…

«Осень снова к нам пришла»…

«Дождь пойдет по улице» В.Шаинский

«Золотая осень» Н.Крылова

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ:

«Игра с листочками»

«Карусель»

«Плетень»

Оркестр русских народных инструментов (шумовые)

Декабрь–февраль

Путешествие

Музыкально-игровое

развлечение «Дорогою добра»,

Музыкально-игровое

развлечение «Шире круг»,

Праздник «Необыкновенное путешествие в страну «Вежливости»

ПЕСНИ:

«Желаю тебе, земля моя»

«Здравствуй мир!»

«Облака» В. Шаинский

«Мир похож на цветной луг» В. Шаинский

«Настоящий друг» Б.Савельев

«Позови меня» группа «Любэ»

«Веселый ветер» В. Шаинский

«Маленькая страна»

«Улыбка» В. Шаинский

«Где водятся волшебники»…

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ:

«Ускорялка»

«Золотые ворота»

«Пеньки»

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Зима. Новый год

Музыкально-игровое развлечение «Новогодний фейерверк»,

Новогодний праздник «Зимняя сказка»,

Музыкально-игровое развлечение «Рождество. Колядки»,

Музыкально-литературное развлечение «В гостях у сказки»

ПЕСНИ:

«Новогодние игрушки» В.Витлина

«Дед Мороз и дети» И. Кишко

«Всем нам весело» М Михайлова

«Шел веселый дед Мороз» С.Петров

«Наша елка» Н. Можуков

«Добрый дедушка Мороз» Е. Поплянова

«Российский дед Мороз»

«Про деда Мороза» (р.н.п.«Валенки»)

«Наша елка» З.Штерн

«Здравствуй, зимушка-зима» М.Левина

«Елочка» А. Алексовский

«К нам приходит Новый год» П. Изотв

«Музыка зимы» Э.Ханок

«Русская зима» М. Олиферова

«В лесу родилась елочка»

«Маленькой елочке»

«Бубенчики» амер.н.п.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ:

«Мы Мороза не боимся»

«Красный нос»

«Елочки- пенечки»

«Догони рукавичку»

«Заморожу»

«У тебя, дед Мороз»

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

23 февраля

Праздник     «Подвигу жить в веках!»,

Музыкально-игровое развлечение «Один день в армии»

ПЕСНИ:

«Бравые солдаты» А.Филиппенко

«Аты-баты, шли солдаты»

«Ты не бойся, мама»

«Солдатушки – браво ребятушки» р.н.п.

«Бескозырка белая»…

«Идет солдат по городу» В. Шаинский

«Не плач, девчонка»

«Алешка» С.Никитин

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ:

«В темном лесе»

«Летчики, следите за погодой»

«Кавалерия»

«Стой, кто идет»

«Эскадрилья»

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Март–май

Весна,

8 марта, 9 мая

Музыкально-игровая программа «Весна идет, весне дорогу»,

Праздник «Мамины глаза»,

Музыкально-игровая программа «Наши мамы лучше всех!»,

Праздник «Никто не забыт, ничто не забыто!»

ПЕСНИ:

«Веснянка» р.н.п.

«Тает снег» А.Филиппенко

«Солнечная капель» С.Соснина

«Здравствуй, весна» Л. Долголюк

«Смуглянка»

«День победы»

«Русский парень»

«Тучи в голубом»

«Будет все хорошо»

«Три танкиста»

«Первым делом самолеты»

«Катюша»

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ:

«Идет матушка Весна»

«Не опоздай»

«Найди своего сказочного героя»

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Лето. Детство.

Праздник «Страна детства»,

Музыкально-развлекательное мероприятие «Солнце улыбается»,

Фольклорный праздник «Летние посиделки»,

Музыкально-игровое развлечение ««Подводное царство - Нептуна государство»»

 

ПЕСНИ:

«Должны смеяться дети»

«Мы вместе»

«Дети солнца»

«Мы маленькие дети, нам хочется гулять»

«Я, Ты, Он, Она!»

«Дорога к солнцу»

«Солнечный зайчик» С. Мураделли

«Почему на голове не растут цветочки»

«Зажигай»

«Все сбывается на свете!»…

«Иван купала»-Волшебники двора

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ:

«Волк и зайцы»

«Каракатица»

«Ищи!»

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

 

Структура фронтального занятия музыкотерапии:

1.                  Музыкально-ритмические движения.

2.                  Артикуляционная гимнастика. Актерский тренинг.

3.                  Логоритмика.

4.                  Восприятие-слушание.

5.                  Пение.

6.                  Музыкально-дидактическая игра.

7.                  Игра на музыкальном инструменте.

8.                  Подвижная музыкальная игра.

Раздел «Музыкально-ритмическая разминка», проходит в игровой форме, игры-знакомства заменяются логоритмическими или режиссерскими играми.

Раздел занятия – «Артикуляционная гимнастика». Он направлен на подготовку артикуляционного аппарата к пению. Гимнастика проводится также в игровой форме.

Затем следует раздел «Распевание и пение». Для привлечения интереса детей к пению при распевании используются короткие, легко запоминающиеся песенки шуточного содержания с использованием наглядности. На каждую песенку-распевку демонстрируется иллюстрация, которую детям предлагается описать.

Раздел «Восприятие-слушание» включает самые яркие образцы классической, народной, детской музыки.

 

Репертуар по слушанию музыки (составитель Фролова Н.А.)

Дошкольный и школьный возраст

Д. Кабалевский «Клоуны»

Д. Шостакович «Вальс-шутка»

П. Чайковский «Танец феи Драже», балет «Щелкунчик»

П. Чайковский «Болезнь куклы», «Детский альбом»

П. Чайковский «Новая кукла», детский альбом»

Э. Григ «Шествие гномов», сюита «Пэр Гюнт»

И. Штраус «Вечное движение»

Б. Савельев «На крутом бережку»

В. Шаинский «Песня Чебурашки»

В. Шаинский «Улыбка»

В. Шаинский «Голубой вагон»

Л. Боккерини «Менуэт»

Ф. Мендельсон «Сон в летнюю ночь»

П. Чайковский «Марш», балет «Щелкунчик»

Э.Григ «Песня Сольвейг»

И. Штраус «Трик-трак»

И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае»

Х. В. Глюк «Мелодия», опера «Орфей и Эвридика»

Г. Свиридов «Метель»

Б. Савельев «Настоящий друг»

Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»

И. С. Бах «Шутка»,

Д. Кабалевский «Клоуны»

П. Чайковский «Танец маленьких лебедей»

П. Чайковский «Старинная французская песенка»

Э. Григ «В пещере горного короля», сюита «Пэр Гюнт»

Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»

Б. Савельев «Неприятность эту мы переживем»

Б. Савельев «Если добрый ты»

Б. Савельев «На крутом бережку»

Ф. Шуберт «Аве Мария»

Дж. Верди «Триумфальный марш» опера «Аида»

М. Теодоракис «Сиртаки»

Э. Григ «Утро», сюита «Пэр Гюнт»

А. Вивальди «Гроза», цикл «Времена года»

И. С. Бах «Токката и фуга», ре минор

Е. Крылатов «Крылатые качели»

Е. Крылатов «Прекрасное далеко»

В. Шаинский «Чему учат в школе»

В. Шаинский «Облака»

А. Зацепин «Куда уходит детство»

Альбиони «Адажио»

Н. Римский-Корсаков «Песня индийского гостя»

Н. Римский-Корсаков «Море» 1 часть, «Шехеразада»

Ж. Оффенбах «Кан-кан»

В. А. Моцарт «Турецкое рондо» ля минор

Н. Глинка «Марш Черномора», оп. «Руслан и Людмила»

Э. Григ «Танец Анитры», сюита «Пэр Гюнт»

П. Чайковский «Баба Яга», «Детский альбом»

Е. Крылатов «Три белых коня»

С. Прокофьев «Петя и волк», симфоническая сюита

 

 

 

 

 

 

 

В разделе «Игра на музыкальных инструментах» дети получают практическую возможность познакомиться с ударно-шумовыми инструментами. На первых занятиях несовершеннолетним предоставляется возможность попробовать поиграть на различных инструментах самостоятельно, сравнить тембры и способы извлечения звука. Педагог не требует от детей законченных мелодий, на стадии элементарного музицирования на металлофонах дети играют вне лада, а на шумовых инструментах вне регулярного ритма и метра.

Раздел «Музыкально-дидактическая игра» используется для закрепления тех или иных музыкальных навыков (определения характера, темпа, ритма, динамики музыкального произведения) и может сочетаться с другими разделами занятия. Как правило, во всех музыкально-дидактических играх используется наглядный материал – это комплекты ярких красочных карточек для каждого ребенка. Данная методика вызывает живой интерес несовершеннолетних и позволяет достаточно быстро закреплять необходимые музыкальные навыки.

В разделе «Музыкальная и театральная игра» используются подвижные массовые игры с пением, танцевальными движениями, театрализацией. Педагогическая цель данного раздела состоит в том, чтобы активизировать эмоции детей, способствовать коллективному взаимодействию, научить выполнять условия и правила игры, в игровой форме закрепить необходимые навыки, например, выразительности движений или четкой артикуляции при пении.


Приложение 3.

Дидактическое обеспечение театротерапии:

Тематика

Театротерапия (Фролова Н.А.)

Сентябрь - ноябрь

Осень, урожай

Музыкально-игровое развлечение        «Осенний марафон»,

Праздник- ярмарка         «Дары осени»,

Музыкально- развлекательное мероприятие «Падают листья»

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:

«Сказка про семеро козлят на новый лад»

«Репка»

«Как старик корову продавал»

«Дед и баба»

«Приключение в лесу»

«Про козлика» Л.Ефимова

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР:

«Теремок»

«По щучьему велению»

«Сказка о золотой рыбке» (на выбор)

АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ:

этюды с воображаемыми предметами,

этюды с предлагаемыми обстоятельствами, этюды на взаимодействие и общение,

тренинги по сценической речи

Путешествие

Музыкально-игровое

развлечение «Дорогою добра»,

Музыкально-игровое

развлечение «Шире круг»,

Праздник «Необыкновенное путешествие в страну «Вежливости»

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:

«Сказка про глупого мышонка»

«В гостях у сказки»

«Робинзон»

«Пираты»

«Ведьмин остров»

«Бременские музыканты»

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

«Карандаш»

«Лесные друзья»

АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ

Декабрь - февраль

Зима. Новый год

Музыкально-игровое развлечение «Новогодний фейерверк»,

Новогодний праздник «Зимняя сказка»,

Музыкально-игровое развлечение «Рождество. Колядки»,

Музыкально- литературное развлечение «В гостях у сказки»

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:

«Кот Базилио и лиса Аписа»

«Красная шапочка»

«Карлсон»

«Карабас Барабас»

«Кощей Бессмертный»

«Водяной»

«Сыщик»

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

«Лубяная избушка»

«Колобок»

АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ

23 февраля

Праздник     «Подвигу жить в веках!»,

Музыкально-игровое развлечение «Один день в армии»

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:

«Руси богатыри»

«Каша из топора»

«Глашатай»

«Стойкий оловянный солдатик»

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

«Боярин и царь»

«Соломинка и пузырь»

АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ

Март - май

Весна,

8 марта, 9 мая

Музыкально-игровая программа «Весна идет, весне дорогу»,

Праздник «Мамины глаза»,

Музыкально-игровая программа «Наши мамы лучше всех!»,

Праздник «Никто не забыт, ничто не забыто!»

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:

«Золушка»

«Красная шапочка»

«Мамки-няньки»

«Чебурашка и Шапокляк»»

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

«Репка на новый лад»

«Потешки»

АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ

Лето. Детство

Праздник «Страна детства»,

Музыкально- развлекательное мероприятие «Солнце улыбается»,

Фольклорный праздник «Летние посиделки»,

Музыкально-игровое развлечение ««Подводное царство - Нептуна государство»

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:

«В гостях у Вежливости»

«Кактус»

«Жадный гном»

«День рождение Бабки- Ежки»

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

«Царевна Несмеяна и Иванушка Дурачок»

 

АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ

 

Дидактическое обеспечение танцетерапии:

Тематика

Танцетерапия (Фролова Н.А.)

Сентябрь - ноябрь

Осень, урожай

Музыкально-игровое развлечение        «Осенний марафон»,

Праздник- ярмарка         «Дары осени»,

Музыкально- развлекательное мероприятие «Падают листья»

ТАНЦЫ:

Хороводы,

«Танец осенних листочков»

«Осень»

«Танец мухоморов»

«Танец с зонтиками»

«Колечко»

Путешествие

Музыкально-игровое

развлечение «Дорогою добра»,

Музыкально-игровое

развлечение «Шире круг»,

Праздник «Необыкновенное путешествие в страну «Вежливости»

ТАНЦЫ:

«Танец друзей»

«Как живешь» (игровушка)

«Чунга-чанга»

«Танец разбойников»

«Маленькая страна»

«Робинзон»

Декабрь - февраль

Зима. Новый год

Музыкально-игровое развлечение «Новогодний фейерверк»,

Новогодний праздник «Зимняя сказка»,

Музыкально-игровое развлечение «Рождество. Колядки»,

Музыкально- литературное развлечение «В гостях у сказки»

ТАНЦЫ:

Хороводы,

«Вальс снежинок»

«Пляшут белки, пляшут зайцы»

«Танец пингвинов»

«Новогодние игрушки»

«Танец кукол»

«Танец гномов»

«Танец елочек»

«Танец с гармошкой»

23 февраля

Праздник     «Подвигу жить в веках!»,

Музыкально-игровое развлечение «Один день в армии»

ТАНЦЫ:

«Бескозырка белая»

«Яблочко»

«Ты – морячка, я – моряк»

Вальс «Синий платочек»

Март - май

Весна,

8 марта, 9 мая

Музыкально-игровая программа «Весна идет, весне дорогу»,

Праздник «Мамины глаза»,

Музыкально-игровая программа «Наши мамы лучше всех!»,

Праздник «Никто не забыт, ничто не забыто!»

ТАНЦЫ:

«Друг»

«Танец поварят»

«Вальс цветов»

«Краковяк»

«Заплетись, венок»

«Настоящий друг»

«Яблочко»

Вальс «Синий платочек»

Лето. Детство

Праздник «Страна детства»,

Музыкально- развлекательное мероприятие «Солнце улыбается»,

Фольклорный праздник «Летние посиделки»,

Музыкально-игровое развлечение ««Подводное царство- Нептуна государство»

ТАНЦЫ:

«Детство»

«Танец с мячами»

«Полька с игрушками»

«Танец с платочками»

«Солнышко лучистое»

«Я рисую речку»

Флешмоб (игра- песня)

 

Дидактическое обеспечение изотерапии

Тематика

Изотерапия (Шкуропатова Н.В.)

Сентябрь - ноябрь

Осень, урожай,

русский фольклор

Выставки

«Осень, осень в гости просим»,

«Люблю я пышное природы увяданье», «Разноцветье осени»

Осенний листья (техника «Штампинг»)

Дождь (техника «Мраморная бумага»)

Осенние деревья (техника «Отпечатки»)

Осенний букет (техника «Кляксография»

Осенняя фантазия (техника «Разноцветные ниточки»)

Деревья (техника «Набрызгивание»)

Ярмарки краски (техника «Восковые мелки»)

«Пуантилизм» (рисование с помощью ватных палочек)

Путешествие

Выставки «Разноцветные мультяшки» (участие в конкурсе мультипликаций),

«Греческая фантазия»

Сказочные звери (техника «Монотипия»)

Саксаул в пустыне (техника выдувания)

Подводный мир (техника «Пальчиковая живопись»)

Экзотические животные (техника «Роспись по гипсу»)

Чунга-Чанга (техника («Восковые мелки»)

Кто живет в лесу (техника «Диатипия»)

Путешествие на ракете (техника «Аква-тушь»)

Вокруг света с капитаном Врунгелем («Витраж»)

Архитектура разных стран (техника «Батик»)

Декабрь-февраль

Новый год

Выставки

«Новогодний дизайн»;

«Новогодняя рапсодия»;

«Зимушка - зима»

Елочка (техника «Пальчиковая живопись»)

Зимние деревья (техника выдувания)

Морозные узоры (техника «Восковая живопись»)

Снежная избушка (техника «тычка» по тонированной бумаге)

Снегурочка (техника «А-ля-прима»)

Снежная королева (фломастеры)

Новогодние игрушки (техника «Водяная печать»)

Двенадцать месяцев (гуашь)

Новогодние открытки (техника «Коллаж»)

Новогодняя композиция (техника «Пластилинография»)

Зима,

23 февраля

Выставки «Наша Родина сильна – охраняет всех она!»;

«Наш вернисаж».

Зимнее окно (техника «Восковая живопись»)

Замела метель (техника «А-ля-прима»)

Зимующие птицы (гуашь)

Звери зимой (техника «Диатипия»)

Зимние забавы (Коллективная композиция)

Открытка к 23 февраля (техника «Штампики»)

Знамена и скрижали (техника «Восковые мелки»)

Русские богатыри (акварель)

Всадники (гуашь)

Март-май

Весна,

Неделя книги, музыки, театра («Книжкина неделя»)

Выставки «Весна - красна»;

«Пасхальная тематика»

 

 

Весенняя капель (техника «Пальчиковая живопись»)

Первые ручьи (техника «А-ля-прима»)

«А воздух уж весною дышит» техника «Граттаж»)

Почки проснулись (техника «Выдувание»)

Красавица Весна (фломастеры)

«Пасхальное яйцо» (техника «Пуантилизм»)

Портрет моей мамы (акварель)

Красная шапочка (техника «Восковые мелки»)

Сказочная фантазия (техника «Монотипия»)

9 мая,

Детство

Выставки

«Этот день Победы!», «В каждом рисунке солнце», «Здравствуй лето!»,

Конкурс рисунков на асфальте

Наши домашние любимцы (техника «Коллаж»)

Портрет друга (техника «Сангина»)

Собака – друг человека (техника «Пальчиковая живопись»)

В городе и деревне (техника «Витраж»)

Праздничная посуда. Гжель (гуашь)

Салют в небе (техника «Граттаж»)

Праздничные шары (техника «Мраморная бумага»)

Воины-освободители (акварель)

Военная техника, оружие (техника «Диатипия»)

 

Структура фронтального занятия изотерапии:

 

1.                  Знакомство с техникой и материалами предстоящей работы.

2.                  Инструктаж.

3.                  Непосредственное рисование (под музыку).

4.                  Выставка в нетрадиционных формах («Карусель» для хохломских матрешек или лошадок, «Остров» для папуасов, «Елка» для новогодних игрушек» и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Алгоритм деятельности музыкально-творческих занятий.

 

1.      Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.

2.      Основная часть. Слушание музыки. Подпевание и пение.

3.      Заключительная часть. Игра, пляска или хоровод.

           Занятия групповые и полугрупповые по 25-40 минут (в зависимости от возраста), занятия индивидуальные по 15-25 мину.

 

           Схема проведения занятий:

  1. Приветствие;
  2. Ритмическая разминка;
  3. Упражнения для развития мелкой моторики, развития речевых и мимических движений;
  4. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах;
  5. Пение;
  6. Танцы, хороводы;
  7. Коммуникативные, ритмические и соревновательные игры;
  8. Прощание, выход из зала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

 

Формы организации деятельности несовершеннолетних по видам музыкально – творческой деятельности

 

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подрупповые

Индивидуальные

Использование музыки:

- на утренней гимнастике;

- физкультурной деятельности;

- во время прогулки;

- в сюжетно-ролевых играх;

- на праздниках и развлечениях

 

Музыкальная – творческая деятельность:

Праздники, развлечения, музыка в

повседневной жизни:

- театрализованная

деятельность;

- слушание

музыкальных сказок,

- беседы с детьми о

музыке;

-просмотр мультфильмов,

фрагментов детских

музыкальных фильмов;

- рассматривание

иллюстраций в детских книгах, репродукций,

предметов окружающей действительности;

- рассматривание

портретов композиторов

- тематические выставки детских рисунков

- оформление арт-галлереи

 

Создание условий

для самостоятельной музыкально - творческой

деятельности:

- подбор музыкальных

инструментов;

музыкальных игрушек, театральных кукол;

-атрибутов, элементов

костюмов для

театрализованной

деятельности;

- проведение мастер – классов для детей;

-освоение различных техник ИЗО (нетрадиционное рисование, левополушарное)

 

Игры в «праздники», «концерт», «оркестр»,

«музыкальные занятия», «телевизор»

Консультации для

родителей

Родительские собрания

Индивидуальные беседы

Совместные праздники,

развлечения:

(включение родителей в

праздники и подготовку к ним, проведение мастер- классов для родителей;

Театрализованная

деятельность (концертные номера

родителей для детей,

совместные выступления

детей и родителей, совместные театрализованные

представления, оркестр)

Прослушивание

аудиозаписей с просмотром

соответствующих

иллюстраций, репродукций

картин, портретов

композиторов

Просмотр музыкальных видеофильмов



 

 


Файл:  Загрузить

Возврат к списку

загрузка карты...


Место нахождения и почтовый адрес бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» : Российская Федерация, 628450, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, поселок городского типа  Барсово, улица Сосновый бор, дом 34.
Директор: Черкашина Елена Леонидовна
Приемная: +7 3462 740 555
Факс: +7 3462 740 555
E-mail: SurRCPSD@admhmao.ru
Группа в социальной сети «ВКонтакте»
Группа в социальной сети «Одноклассники»
Группа в социальной сети «Инстаграм»

Группа в социальной сети «ВКонтакте» Группа в социальной сети «ВКонтакте»

Группа в социальной сети «Одноклассники» Группа в социальной сети «Одноклассники»

Группа в социальной сети «Инстаграм» Группа в социальной сети «Инстаграм»