Визитная карта

Визитная карта


Документы:

Инновационный проект социальной, бытовой и трудовой реабилитации несовершеннолетних «Вектор трудоустройства».

ПАСПОРТ программы

Полное название программы

Программа комплексного сопровождения семей, находящихся в социально-опасном положении «Вектор помощи»

Автор программы

Насибуллина Глюся Харисовна

Руководитель программы

Насибуллина Глюся Харисовна

Должностное лицо, утвердившее программу

Заместитель директора, председатель методической комиссии Н.Ф. Иванова. Протокол № 4   от                      «25» 12_2019

Цель и задачи

оказание содействия семьям, оказавшимся в социально-опасном положении и находящихся на грани социально опасной ситуации в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей через систему мероприятий по различным направлениям сопровождения.

Задачи:

1.         Выявить основные причины, которые взрослые не могут преодолеть самостоятельно, объективно нарушающие жизнедеятельность семей с детьми.

2.         Объединить усилия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений, служб, государственных учреждений и общественных организаций для содействия семье в разрешении ее проблем.

3.         Оказать семьям квалифицированную помощь через систему социальных услуг, путем правового, психолого – педагогического сопровождения семьи в рамках индивидуального реабилитационного процесса.

4.         Повысить социальный статус семьи, исходя из уровня ее социального развития.

5.         Формировать семейные ценности, укреплять брачно-семейные, детско-родительские отношения, развивать и пропагандировать лучшие семейные традиции.

6.         Организовывать отдых и занятость семей, детей в культурно-досуговых, тематических, иных мероприятиях, формировать установки на ведение здорового образа жизни.

7.         Осуществлять профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства.

8.         Оценить эффективность мероприятий программы.

Целевая группа

семьи, находящиеся в социально опасном положении и находящиеся на грани социально опасной ситуации

Срок реализации, этапы

бессрочно

Сущность программы

направлена на развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в социально-опасном положении и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическую поддержку таких семей

Показатели результативности

- увеличение уровня удовлетворенности семьи и детей качеством и доступностью предоставляемых социальных услуг,

- повышение уровня социального статуса семьи.

- улучшение внутрисемейных взаимоотношений, детско-родительских отношений, психологического здоровья взрослых и детей.

- проявление потребности семьи в активном участии в общественной жизни, организации совместного досуга.

- снижение числа семей, склонных к асоциальному поведению.

- уменьшение количества семей и детей, находящихся в социально- опасном положении.

- полная и успешная реализация программы. Соответствие полученных результатов ожидаемым.

- конечным итогом работы программы считается снятие с учета семьи, находящейся в социально опасном положении с улучшением условий жизни

Объемы и источник финансирования

За счет средств учреждения и спонсорской помощи, грантовских вложений

Название организации, юридический адрес

БУ ХМАО – Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»

628450, Ханты-Мансийский автономный округ

Сургутский район, г.п. Барсово,

ул. Сосновый Бор, 34, 8 (3462) 740 – 555

Ф.И.О. руководителя организации

Черкашина Елена Леонидовна, директор


 

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. АКТУАЛЬНОСТЬ

Современная семья призвана решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью всех своих членов семьи, с рождением и воспитанием ребенка на нее накладывается еще большая ответственность, обязана поддерживать недееспособных и быть своеобразным психологическим укрытием. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своих родных. Однако для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции, многие семьи сегодня нуждаются в помощи и поддержке, причем помощь должна быть не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Социальная работа в этом случае должна быть направлена на решение повседневных бытовых проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов и ориентирована на реализацию социализирующего потенциала.

Объектом социальной работы в настоящее время все чаще становятся семьи социального риска, где по объективным или субъективным причинам затруднено социальное функционирование. Это семьи малообеспеченные, неполные, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, людей, страдающих зависимостью, семьи безработных, семьи, проживающие в депрессивных регионах и др.

Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП), - это семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их содержанию, воспитанию и обучению, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Дети в таких семьях находятся в неблагоприятных для проживания и развития условиях – социально опасном положении. В результате подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь самоубийством, совершают правонарушения. Такое детство влечет за собой деформацию в психике несовершеннолетнего, морально-нравственное уродство, физическое несовершенство.

Одним из типичных вариантов поведения в социально-неблагополучной семье является оставление без попечения несовершеннолетних и членов семьи, не способных к самостоятельному существованию, «выталкивание» детей на улицу, склонение или побуждение к асоциальному образу жизни.

С ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот при живых родителях (родители зачастую бросают детей на воспитание своим престарелым родственникам, отказываются от их содержания, воспитания и обучения). Происходит деградация семей (пьют, ведут асоциальный образ жизни, живут в антисанитарных условиях, не работают и пр.), дома становятся «притонами», где собираются группы людей без определенного рода занятий и места жительства, занимаются распитием спиртных напитков, устраивают драки и т.д.

Всего за 2018 год сотрудниками отделения психолого-педагогической помощи филиала в поселке Федоровском   было обслужено 4401 человек (таблица).

 

2016 год

2017 год

2018 год

Общее

количество

Первично

Общее

количество

Первично

Общее

количество

Первично

общее количество обратившихся граждан

15734

4325

7991

6532

7566

4401

Из них:

семьи

1328

300

594

366

733

319

несовершеннолетние

8419

2420

4771

1866

5894

3462

         

За анализируемый период поставлено на патронажный учёт 33 семьи в социально опасном положении.

п/п

Мероприятие

2016

2017

2018

2019

1.

Поставлено на патронажный учет семей, несовершеннолетние члены, которых нуждаются в социальных услугах

40

24

34

25

2.

В трудной жизненной ситуации

0

0

0

0

2.1.

В них несовершеннолетних

0

0

0

0

3.

В социально - опасном положении

40

24

34

25

3.1.

В них несовершеннолетних

69

31

58

33

 

Несмотря на принимаемые меры, остается ряд нерешенных проблем:

1) необходимость преодоления межведомственных барьеров в решении вопросов, касающихся семьи и детей;

2) недостаточная оснащенность отделения для осуществления реабилитационных мероприятий;

3) обеспечение доступности услуг семьям и детям, проживающим в отдаленных поселках;

4) слабая мотивация членов семьи на поиск путей выхода из трудной жизненной ситуации, пассивность в решении проблем семьи;

5) иные проблемы.

         Обозначенные проблемы в намеченный период являются основанием для реализации программы «Вектор помощи», направленной на развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в социально-опасном положении и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

Принципы программы:

- актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в социально-опасном положении,

- активная поддержка родителей - наиболее эффективный способ помощи ребенку - это помощь его семье,

- опора на родительскую ответственность, использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно,

- опора на позитив в работе с семьей. Отношения к семье, находящейся в социально-опасном положении, как к равноценному, равноправному партнеру,

- психологическая поддержка специалистов, работающих с семьей,

- сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Отличительными чертами программы психолого-педагогического сопровождения семей, находящихся в социально-опасном положении «Вектор помощи» являются:

- программа ориентирована на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов,

- программа строится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в социально-опасном положении, как с равноправными и равноценными партнерами.

Основная идея программывыведение семей из социально опасной ситуации и профилактика и предупреждение семей, находящихся на грани социально опасной ситуации.

Позитивные изменения в семье требуют достаточно много времени и больших усилий как со стороны специалистов, так и, в большей степени, со стороны клиента. В любом случае, в своей работе специалист стремится, прежде всего, активизировать ресурсы самой семьи. Очень сложно добиться высокой эффективности социальной работы с такой категорией, как семьи, находящиеся в социально опасном положении. Она напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) сами членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений, но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи и др.).

2. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА - семьи, находящиеся в социально опасном положении и находящиеся на грани социально опасной ситуации.

3. ЦЕЛЬ – оказание содействия семьям, оказавшимся в социально-опасном положении и находящихся на грани социально опасной ситуации в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей через систему мероприятий по различным направлениям сопровождения.

4. ЗАДАЧИ:

1.      Выявить основные причины, которые взрослые не могут преодолеть самостоятельно, объективно нарушающие жизнедеятельность семей с детьми.

2.      Объединить усилия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений, служб, государственных учреждений и общественных организаций для содействия семье в разрешении ее проблем.

3.      Оказать семьям квалифицированную помощь через систему социальных услуг, путем правового, психолого-педагогического сопровождения семьи в рамках индивидуального реабилитационного процесса.

4.      Повысить социальный статус семьи, исходя из уровня ее социального развития.

5.      Формировать семейные ценности, укреплять брачно-семейные, детско-родительские отношения, развивать и пропагандировать лучшие семейные традиции.

6.      Организовывать отдых и занятость семей, детей в культурно-досуговых, тематических, иных мероприятиях, формировать установки на ведение здорового образа жизни.

7.      Осуществлять профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства.

8.      Оценить эффективность мероприятий программы.

5. ФОРМЫ РАБОТЫ

-       Анкетирование.

-       Индивидуальное и групповое тестирование.

-       Индивидуальная и групповая диагностика.

-       Беседа.

-       Тренинг.

6. МЕТОДЫ РАБОТЫ

-        Диагностика (социально-педагогическая и социально-психологическая).

-        Метод формирования социального опыта.

-        Исследовательский метод.

-        Конструкторский метод.

-        Творческий метод;.

-        Игровой метод.

-        Административный метод.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (1 месяц)

-       формирование команды специалистов для реализации программы;

-       укрепление методической, нормативно – правовой базы по работе с семьей и детьми, обеспечение оснащения мероприятий программы;

-       сбор банка данных льготных категорий семей;

-       организация взаимодействия участников реализации программы.

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (более 6 месяцев)

-       выявление и постановка на учет неблагополучных семей;

-       организация реабилитационного процесса с семьями и детьми: проведение развивающих, коррекционных, обучающих, профилактических мероприятий с детьми и родителями, организация досуговой деятельности, консультирование, патронат;

-       разработка и внедрение новых форм работы с семьей, информирование родителей, детей, граждан по проблемам семейного воспитания, образования, здравоохранения, социальной помощи, защите прав детства;

-       подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, образования, работников культуры и спорта, медицины, национальных диаспор.

III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП (1 месяц)

-       анализ реализации программы;

-       оценка эффективности программы.

2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Реализация программы идет по направлениям:

-       работа с родителями или семьями, находящимися в социально-опасном положении, и координация деятельности всех органов и учреждений по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних:

-                   социально – правовое сопровождение;

-                   социально – педагогическое сопровождение;

-                   социально – психологическое сопровождение.

 




3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

№№

п/п

 

Наименование

мероприятия

 

 

Сроки

проведения

 

Ожидаемые результаты

 

Исполнители соисполнители

1

2

 

3

4

СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

1

Выявление и постановка на учет семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, снятие с учета

В течение периода реализации программы

Наличие статистических данных о количестве семей состоящих на учете в отделении (учреждении)

Специалисты отделения, специалисты органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

2

Социальное обследование семьи, составление соответствующих актов, заключение договора о социальном сопровождении семьи, формирование личного дела семьи

В течение периода реализации программы

Наличие конкретной информации о проблемах семей, детей

Специалист по работе с семьей

3

Организация и проведение социально – психолого – педагогических консилиумов (Оформление реабилитационных карт семьи, разработка индивидуальных планов реабилитации семей с детьми, отслеживание динамики реабилитационных мероприятий)

Ежемесячно

Выработка индивидуальных планов реабилитационных мероприятий с семьей и детьми, наличие результата о проведенной работе, оценка эффективности

Специалисты отделения, специалисты органов системы профилактики

(по необходимости)

4

Социальный патронаж семьей, состоящих на учете в отделении, составление акта

В течение реабилитационного периода

Контроль за ситуацией в семьях, выявление возникающих проблем, оказание помощи в их разрешении

Специалисты отделения

5

Межведомственные рейды в семьи, осуществляющих ненадлежащее воспитание детей

В течение реабилитационного периода

Проведение профилактических мероприятий с семьей и детьми.

Специалисты отделения, специалисты органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

6

Информирование родителей, детей, граждан по социально-правовым вопросам:

-         соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка)

выполнение родительских обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних детей (Семейный Кодекс РФ)

- правовая ответственность родителей за неисполнение, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних (Семейный кодекс РФ)

В течение реабилитационного периода

Повышение социально – правовой компетенции родителей, детей, отдельных граждан в вопросах соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних

Специалисты отделения

7

Консультирование родителей, детей, отдельных граждан по социально – правовым вопросам (жилищное, трудовое, семейное, гражданское право, право на получение социально – правовых и экономических услуг)

В течение реабилитационного периода

Повышение социально – правовой компетенции родителей, детей, отдельных граждан в вопросах соблюдения прав семьи, ее прав и законных интересов

Специалист по работе с семьей

8

Содействие взрослым членам семьи в трудоустройстве, лечении от алкогольной зависимости, восстановлении в родительских правах

В течение реабилитационного периода

Восстановление, повышение социального статуса семьи, тенденция к уменьшению числа асоциальных семей

Специалист по работе с семьей

9

Оформление представлений на родителей, уклоняющихся от содержания, воспитания несовершеннолетних детей

В течение реабилитационного периода

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, тенденция к улучшению образа жизни родителей в асоциальных семьях; либо ограничение, лишение родительских прав

Специалист по работе с семьей

10

Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении в учреждения социального обслуживания

По необходимости

Социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении

Специалист по работе с семьей

11

Содействие семье в защите ее прав и законных интересов

В течение реабилитационного периода

Сохранение семьи для ребенка и ребенка в семье

Специалист по работе с семьей

12

Содействие в получении членами семей мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством РФ, ХМАО – Югры

В течение периода реализации программы

Улучшение материального положения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Специалист по работе с семьей

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

1

Социально – психологический патронаж семей, состоящих на учете в отделении

 

 

В течение реабилитационного периода

Проведение социально

– психологических реабилитационных мероприятий с семьей и детьми на дому

Специалист по работе с семьей

Психолог

2

Психологическая диагностика личности несовершеннолетних, родителей; внутрисемейных отношений

В течение реабилитационного периода

Определение социально–

психологических проблем

внутрисемейных отношений, отдельных членов семьи

Психолог

3

Индивидуальное психологическое консультирование несовершеннолетних, родителей, семьи в целом по проблемам психологического характера

В течение реабилитационного периода

Повышение социально – психологической компетенции родителей и детей. Расширение возможностей родителей понимания своего ребенка,

выработка новых навыков взаимодействия с ребенком

Психолог

4

Экстренная психологическая помощь семье, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении

В течение реабилитационного периода

Стабилизация эмоционального состояния семьи, ее отдельных членов

-        Психолог

5

Индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия с детьми

В течение реабилитационного периода

Коррекция психоэмоциональной сферы несовершеннолетних, коррекция поведения

Психолог

6

Индивидуальная и групповая релаксация родителей, детей, отдельных граждан

В течение реабилитационного периода

Укрепление психоэмоционального здоровья отдельных членов семьи, стабилизация эмоционального состояния, мобилизация внутренних сил на активную жизненную позицию

Психолог

7

Выездной психолог. Проведение индивидуальной профилактической, психокоррекционной работы с несовершеннолетними

«группы риска» в с.п. Локосово, д. Русскинская, с.п. Ульт-Ягун, п. Тром-Аган, с.п. Угут, д. Каюково, п. Малоюганский и близлежащие угодья и юрты

По необходимости

 

Психолог

8

Формирование условий способствующих благоприятному развитию адаптивной личности, социализации и поддержке психического здоровья несовершеннолетнего

В течение реабилитационного периода

Поиск средств и способов их устранения; составление индивидуальной программы психокоррекции с учетом индивидуальных и возрастных особенностей несовершеннолетнего

Психолог

9

Помощь в преодолении кризисных ситуаций, коррекции нарушений детско-родительских отношений, разрешении личностных проблем несовершеннолетнего в семье

В течение реабилитационного периода

Взаимодействие с семьей для минимизации последствий психотравмирующих ситуаций.

Просвещение родителей по вопросам семейного и психологического воспитания

Психолог

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

1

Социально – педагогический патронаж семей, состоящих на учете в отделении

В течение реабилитационного периода

Осуществление социально – педагогических реабилитационных мероприятий с семьей и детьми на дому

Специалист по работе с семьей

2

Социально – педагогическая диагностика семьи, детей; социально – педагогическое обследование личности

В течение реабилитационного периода

Определение социально- педагогических проблем несовершеннолетних, семей

Специалист по работе с семьей

3

Индивидуальное социально – педагогическое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания, развития, обучения

В течение реабилитационного периода

Повышение компетенции родителей и детей в социально – педагогических вопросах воспитания, развития, обучения

Специалист по работе с семьей

4

Осуществление социально-педагогического сопровождения процесса социализации детей и подростков

В течение реабилитационного периода

Реализовать социально-педагогическое сопровождение социализации несовершеннолетних.

Стимулировать у несовершеннолетних

потребность в саморазвитии и реализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем.

Способствовать развитию у несовершеннолетних навыков конструктивного взаимодействия при общении с окружающими.

Развить и обогатить формы общения со сверстниками

Специалисты отделения

5

Организация культурно-массовых мероприятий: выставки детских работ, концерты, посещение театров, просмотр кинофильмов, посещение выставок и музеев

В течение реабилитационного периода

Сформировать у несовершеннолетних новые, социально одобряемые стереотипы поведения.

Расширить кругозор, представление об окружающем мире

Специалисты отделения

6

Организация досуговых мероприятий: развлекательные мероприятия, викторины, игры, экскурсии, прогулки в парке

В течение реабилитационного периода

Привить навыки работы в группе на основе доброжелательного отношения друг к другу, формирование культуры труда.

Сформировать потребность в самореализации

Специалисты отделения

7

Развить творческие способности несовершеннолетних, фантазию, воображение при самостоятельном изготовлении работ и предоставлении их на выставках, конкурсах

 

В течение реабилитационного периода

Развить художественно - эстетический вкус несовершеннолетних, овладеть основами изобразительного, декоративно-прикладного искусства.

Развить внимание, аккуратность, целеустремленность

Специалисты отделения

8

Проведение просветительско-профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями

 

В течение реабилитационного периода

Обучение приемам и методам укрепления физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья

Специалисты отделения

9

Формирование культуры отношения к своему здоровью. Привитие навыков ЗОЖ.

Привитие интереса к физкультурно - оздоровительным занятиям как средству оздоровления у несовершеннолетних

В течение реабилитационного периода

Способствовать осознанному и ответственному отношению ребенка к своему физическому и психическому здоровью, пропагандировать среди несовершеннолетних здоровый образ жизни

Специалисты отделения

 

 




4. РЕСУРСЫ

4.1. КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ

 

Должность

Количество штатных единиц

 

Функции

Заведующий отделением психологической помощи граждан -руководитель проекта

 

1

Осуществляет общее руководство работой отделения, руководит всей работой специалистов, несет ответственность за

организацию реабилитационного процесса с семьями и детьми, разработку и внедрение новых форм работы, организует и контролирует все направления деятельности, осуществляет контроль за объемом и качеством предоставляемых услуг

Психолог

3

Проводит групповые и индивидуальные занятия, оказывает консультативную и практическую помощь взрослым и детям, участвует в работе с семьей, разрабатывает информационные материалы

Специалист по работе с семьей

4

Работает по реализации программы. Разрабатывает и проводит общие мероприятия. Координирует работу отделения с другими учреждениями. Осуществляет работу с личными документами, собирает информацию о семьях, находящихся в социально-опасном положении, обеспечивает индивидуальное сопровождение семей, осуществляет социальный патронаж семей, участвует в разработке информационных материалов.

Юрисконсульт

1

Консультирование родителей, детей, отдельных граждан по социально – правовым вопросам (жилищное, трудовое, семейное, гражданское право, право на получение социально – правовых и экономических услуг). Содействие семье в защите ее прав и законных интересов

Ассистент по технической помощи

1

Оказывает помощь в организации и проведении социально-педагогических услуг; обеспечивает санитарное состояние помещений

Инструктор по трудовой терапии

1

Организует работу творческих мастерских, готовит выставки детских работ

 

4.2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

На базе отделения в поселке Федоровском БУ ХМАО - Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» сформирована необходимая материально-техническая база для реализации данного проекта (наличие отдельного кабинета для проведения индивидуальной работы с клиентом, комната психологической разгрузки и др.).

Для реализации программы имеются:

Наименование

Применение

Кабинеты с компьютерной техникой

комнаты для приема клиентов и оказания им социальных услуг; для использования интернет – ресурсов

Спортивная площадка (спортивный инвентарь)

Площадка для проведения игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Актовый зал с музыкальным оборудованием

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Комнаты кружковой работы

Мастерские для творчества

4.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

При реализации программы планируется привлечение средств массовой информации с целью освещения деятельности в данном направлении, привлечения спонсорских средств, распространения опыта и рекламы:

-       Еженедельная газета Сургутского района «Вестник» - спонсорская поддержка.

-       Газета г.п. Федоровский «Фёдоровская ярмарка».

-       Информационные буклеты и листовки.

4.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

-       Наличие программы учреждения.

-       Должностные инструкции, приказ об организации учреждения.

-       План работы учреждения и отделений.

-       Наличие программ и технологий отделений.

-       Методическая литература, методические пособия буклеты, раздаточный материал.

Краткое описание подпрограмм и технологий

- Программа летнего лагеря отдыха и оздоровления несовершеннолетних «ЛЕТО ОТКРЫТИЙ». Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков, через отдых и оздоровление в условиях лагеря в летний период.

- Проект социального сопровождения несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей, и их семей на межведомственном уровне «ДОЧКИ-МАТЕРИ». Цель: обеспечение комплексной поддержки несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей, и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

- «ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА» программа семейного клуба для родителей и детей, из числа семей группы риска. Цель: профилактика нарушения прав и законных интересов детей в семье через повышение родительской компетентности и содействие улучшению детско-родительских отношений.

- «ДОБРОЕ НАЧАЛО» программа сектора дневного пребывания несовершеннолетних. Цель: оказание комплексной психолого-педагогической поддержки семей с детьми, признанных нуждающимися в предоставлении социальных услуг, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении в тесном межведомственном взаимодействии.

- «ГЕОБОРД» технология использования интеллектуальных игр в работе с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Цель: интеллектуальное развитие детей посредством использования геоборда (математического планшета).

- «ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ» технология развитие творческих способностей детей. Цель - создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у детей.

5. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

Заведующий отделением в г.п. Федоровском БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»

 

Координирует все виды работ выполняемых в рамках программы, контролирует выполнение плана программы в соответствии с рабочей документацией, проводит совещание о промежуточных итогах деятельности, полученную информацию доводит до сведения руководителя программы. Организует обсуждение реализации программных мероприятий на совещаниях сотрудников, реализующих программу

Специалисты по реализации программных мероприятий

Реализация программных мероприятий с целевой группой, предоставление аналитической информации в соответствии с проводимыми мероприятиями


 

6. РЕЗУЛЬТАТЫ

6.1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-        Увеличение уровня удовлетворенности семьи и детей качеством и доступностью предоставляемых социальных услуг.

-        Повышение уровня социального статуса семьи.

-        Улучшение внутрисемейных взаимоотношений, детско-родительских отношений, психологического здоровья взрослых и детей.

-        Проявление потребности семьи в активном участии в общественной жизни, организации совместного досуга.

-        Снижение числа семей, склонных к асоциальному поведению.

-        Уменьшение количества семей и детей, находящихся в социально- опасном положении.

-        Полная и успешная реализация программы. Соответствие полученных результатов ожидаемым.

-        Конечным итогом работы программы считается снятие с учета семьи, находящейся в социально опасном положении с улучшением условий жизни.

6.2. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

1. В рамках работы выездной службы «Экстренная детская помощь» за (2017-2019 г.г.) проведено:

за 2017 год проведено 152 комплексных рейдов, посещено 186 семей, выявлено 31 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

         за 2018 год проведено 159 комплексных рейдов, посещено 213 семей, выявлено 58 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

         за 2019 год проведено 94 комплексных рейдов, посещено 169 семей, выявлено 33 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

         Специалистами по социальной работе проводились обследования материально-бытовых условий жизни семей и несовершеннолетних, предлагались услуги отделения, проводились профилактические беседы, содействие семьям в разрешении социальных проблем, оказание необходимой помощи и вывод семьи из кризисной ситуации.

Количество выездов службой «Экстренная детская помощь», семей несовершеннолетних, выявленных и поставленных на учет

        

2. Организация профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в СОП (выявленные проблемы в семье, причина постановки на учет семей и несовершеннолетних, количество семей и несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете более 2-х лет, семей, снятых с профилактического учета).

         Основные причины постановки семей по категории «семья, находящаяся в социально опасном положении»:

         - ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в воспитании и содержании своих несовершеннолетних детей;

         - злоупотребление родителями спиртных напитков;

         - неприятие мер по обеспечению безопасности детей;

         - отсутствие элементарного ухода и надзора над детьми, т.е. регулярного питания, несоблюдения санитарно-гигиенического требований по уходу за несовершеннолетними;

         - низкий материальный уровень семьи;

         - употребление несовершеннолетними алкогольных напитков и ПАВ;

         - антиобщественное поведение несовершеннолетних;

         - суицидальные намерения;

         - проблемы связанные с учебой в образовательных учреждениях;

         - внутрисемейный конфликт;

         - детско-родительский конфликт.

         Специалистами по работе с семьёй, психологами отделения проводятся мероприятия с семьями находящимися на профилактическом учете согласно утвержденным индивидуальным комплексным программам реабилитации. Данные мероприятия направлены на восстановление здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепления здоровья, на профилактику употребления спиртных напитков. Проводится мотивационная работа, направленная на необходимость лечения от алкогольной зависимости, оказывается содействие в трудоустройстве, организация оздоровления несовершеннолетних, направление в оздоровительные лагеря.

         Важнейшей задачей коллектива отделения является снижение в результате профилактических мероприятий численности неблагополучных семей.

         За отчетные периоды 2017-2019 г.г. отделением учреждения снято с контроля 98 семей, находящихся в социально опасном положении.     Следует отметить, что 90 семей, а это 99 % от общего количества снятых с учѐта СОП, снято с положительной динамикой.

        

 

 

 

Динамика семей поставленных и снятых с патронажного учета

 

        

В отделении психологической помощи г.п. Федоровский БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» по состоянию на конец 2018 года на профилактическом учете более 2-х лет состояло 4 семьи. В 2019 году из этих семей было снято 2. На конец 2019 года более двух лет состояло 12 семей, а по состоянию на январь 2020 год на профилактическом учете более 2-х лет состоят 4 семьи.

 

Обозначенные проблемы и полученные результаты в описанный период являются основанием для дальнейшей реализации программы «Вектор помощи», направленной на развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в социально-опасном положении и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

 

 




6.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

№ п/п

Задача

Ожидаемый результат

Критерии оценки

Способ измерения

Количественные

Качественные

1.       

Выявить основные причины, объективно нарушающие жизнедеятельность семей с детьми, которые семьи не могут преодолеть самостоятельно

 

Наличие конкретной информации о проблемах семей, детей для планирования об осуществления реабилитационных мероприятий

Количество семей и данные, выявленные в ходе диагностики семей и детей

Выявление сущности проблем, готовность членов семьи к мобилизации собственного потенциала для разрешения возникших проблем

Данные проведенного обследования, диагностик семьи, детей

2.       

Объединить усилия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений, служб, государственных учреждений и общественных организаций для содействия семье в разрешении ее проблем

Увеличение количества специалистов, оказывающих необходимую помощь семье и детям

- Количество специалистов участвующих в мероприятиях программы;

- Привлечение к решению проблем семьи органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений, представителей образования, здравоохранения, КДН, ОВД, ПДН, социальной службы и иных организаций

- Повышение социально –психолого –педагогической грамотности специалистов для работы с детьми;

- Своевременное и качественное взаимодействие субъектов профилактики в решении проблем семьи.

- Анализ работы специалистов в процессе реализации программных мероприятий;

- Соглашения о взаимодействие с органами систем профилактики безнадзорности и правонарушений, представителей образования, здравоохранения, социальной службы

3.       

Оказать семьям квалифицированную помощь через систему социальных услуг. Осуществлять правовое, психолого – педагогическое сопровождение семьи в рамках индивидуального реабилитационного процесса

Увеличение уровня удовлетворенности семьи и детей качеством и доступностью предоставляемых социальных услуг

Количество обслуженных граждан и число оказанных социальных услуг

Улучшение ситуации в семье

Отчет об оказанных услугах

4.       

Повысить социальный статус семьи, исходя из уровня ее социального развития

 

Повышение уровня социального статуса семьи

Количество семей, охваченных в рамках реализации программы

Положительная динамика в реабилитационном процессе семей и детей

Мониторинг динамики уровня семейного взаимодействия

5.       

Формировать семейные ценности, укреплять брачно-семейные, детско – родительские отношения, развивать и пропагандировать лучшие семейные традиции

 

Улучшение внутрисемейных взаимоотношений, детско – родительских отношений, психологического здоровья взрослых и детей

Количество семей, охваченных в рамках реализации программы

- Положительная динамика развития коммуникативных навыков общения в семье;

- Стабильность позитивных изменений в семье

Диагностика детско-родительских отношений

Мониторинг динамики уровня семейного взаимодействия

 

6.       

Организовывать отдых и занятость семей, детей в культурно – досуговых, тематических, иных мероприятиях, формировать установки на ведение здорового образа жизни

 

Наличие у семьи потребности в активном участии в общественной жизни, организации совместного досуга. Снижение числа семей склонных к асоциальному поведению

Количество семей, охваченных в рамках реализации программы

Сформированность активной жизненной позиции у членов семьи, здорового образа жизни членов семьи

Отчет о реализации программы

7.       

Осуществлять профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства. Сохранить семью для ребенка и ребенка в семье

 

Уменьшение количества семей и детей, находящихся в социально - опасном положении

Количество семей, охваченных в рамках реализации программы

Улучшение и стабилизация ситуации в семьях

 

- Отчет о реализации программы.

-Снятие с учета семей, находящихся в социально опасном положении с улучшением условий жизни

8.       

Оценить эффективность мероприятий программы

 

Полная и успешная реализация программы.

Соответствие полученных результатов ожидаемым

- Степень удовлетворенности участников программы;

- Исполнение государственного задания по количеству получателей социальных услуг

Проведение запланированных мероприятий.

Оценка эффективности программы.

Анализ реализации программы

 

Отчет о результатах реализации и программы

 

 



7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бычков Д. Социальная интеграция семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – М., 2009. – 50 с.

2. Дерягина Ю.Ю. Психология неблагополучной семьи. – Екатеринбург, 2009.- 60с.

3. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями. – Ростов-н/Д, 2005. – 129с.

4. Дорно И.В. Современный брак: Проблемы и гармония. – М., 1990.- 321с.

5. Лучшие практики учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и организации семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: практ. пособие / авт.-сост. : Е. Г. Чумак, Я. В. Григорьева, Г. Х. Батынова. – Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2017.

6. Олифиренко Л.Я. Социально – педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2002. – 207с.

7. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. / Под. ред. Е.А.Вороновой – С-Петербург, 2004. – 519с.

8. Профилактика семейного неблагополучия. / Под ред. С-Петербургского центра научно – технической информации «Прогресс», С-Петербург, 2008.- 122с.

9. Социальное сопровождение семей с детьми в Югре. Организация информационного пространства. Инструментарий специалиста: учебно-метод. пособие / авт.-сост. : Е. С. Титаренко, О. В. Андрон, И. Ф. Хабирова. – Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2018.

10. Технологии социальной реабилитации несовершеннолетних с опорой на ресурсы семьи, реализуемые в учреждениях социального облуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: практическое пособие / сост.: Е. Г. Чумак, Ю. А. Якушева, – Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2016.

11. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М., 2005. – 63с.

 


Файл:  Загрузить

Возврат к списку

загрузка карты...


Место нахождения и почтовый адрес бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» : Российская Федерация, 628450, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, поселок городского типа  Барсово, улица Сосновый бор, дом 34.
Директор: Черкашина Елена Леонидовна
Приемная: +7 3462 740 555
Факс: +7 3462 740 555
E-mail: SurRCPSD@admhmao.ru
Группа в социальной сети «ВКонтакте»
Группа в социальной сети «Одноклассники»
Группа в социальной сети «Инстаграм»

Группа в социальной сети «ВКонтакте» Группа в социальной сети «ВКонтакте»

Группа в социальной сети «Одноклассники» Группа в социальной сети «Одноклассники»

Группа в социальной сети «Инстаграм» Группа в социальной сети «Инстаграм»