Визитная карта
Документы:
«Вектор помощи» – программа комплексного сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.
Цель и задачи оказание содействия семьям, оказавшимся в социально-опасном положении и находящихся на грани социально опасной ситуации в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей через систему мероприятий по различным направлениям сопровождения.Задачи:
1. Выявить основные причины, которые взрослые не могут преодолеть самостоятельно, объективно нарушающие жизнедеятельность семей с детьми.
2. Объединить усилия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений, служб, государственных учреждений и общественных организаций для содействия семье в разрешении ее проблем.
3. Оказать семьям квалифицированную помощь через систему социальных услуг, путем правового, психолого – педагогического сопровождения семьи в рамках индивидуального реабилитационного процесса.
4. Повысить социальный статус семьи, исходя из уровня ее социального развития.
5. Формировать семейные ценности, укреплять брачно-семейные, детско-родительские отношения, развивать и пропагандировать лучшие семейные традиции.
6. Организовывать отдых и занятость семей, детей в культурно-досуговых, тематических, иных мероприятиях, формировать установки на ведение здорового образа жизни.
7. Осуществлять профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства.
8. Оценить эффективность мероприятий программы.
Целевая группа семьи, находящиеся в социально опасном положении и находящиеся на грани социально опасной ситуации
Срок реализации, этапы бессрочно
Сущность программы направлена на развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в социально-опасном положении и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическую поддержку таких семей
Показатели результативности - увеличение уровня удовлетворенности семьи и детей качеством и доступностью предоставляемых социальных услуг,
- повышение уровня социального статуса семьи.
- улучшение внутрисемейных взаимоотношений, детско-родительских отношений, психологического здоровья взрослых и детей.
- проявление потребности семьи в активном участии в общественной жизни, организации совместного досуга.
- снижение числа семей, склонных к асоциальному поведению.
- уменьшение количества семей и детей, находящихся в социально- опасном положении.
- полная и успешная реализация программы. Соответствие полученных результатов ожидаемым.
- конечным итогом работы программы считается снятие с учета семьи, находящейся в социально опасном положении с улучшением условий жизни
Объемы и источник финансирования За счет средств учреждения и спонсорской помощи, грантовских вложений
Название организации, юридический адрес БУ ХМАО – Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»
628450, Ханты-Мансийский автономный округ
Сургутский район, г.п. Барсово,
ул. Сосновый Бор, 34, 8 (3462) 740 – 555
Ф.И.О. руководителя организации Черкашина Елена Леонидовна, директор
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. АКТУАЛЬНОСТЬ
Современная семья призвана решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью всех своих членов семьи, с рождением и воспитанием ребенка на нее накладывается еще большая ответственность, обязана поддерживать недееспособных и быть своеобразным психологическим укрытием. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своих родных. Однако для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции, многие семьи сегодня нуждаются в помощи и поддержке, причем помощь должна быть не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Социальная работа в этом случае должна быть направлена на решение повседневных бытовых проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов и ориентирована на реализацию социализирующего потенциала.
Объектом социальной работы в настоящее время все чаще становятся семьи социального риска, где по объективным или субъективным причинам затруднено социальное функционирование. Это семьи малообеспеченные, неполные, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, людей, страдающих зависимостью, семьи безработных, семьи, проживающие в депрессивных регионах и др.
Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП), - это семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их содержанию, воспитанию и обучению, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Дети в таких семьях находятся в неблагоприятных для проживания и развития условиях – социально опасном положении. В результате подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь самоубийством, совершают правонарушения. Такое детство влечет за собой деформацию в психике несовершеннолетнего, морально-нравственное уродство, физическое несовершенство.
Одним из типичных вариантов поведения в социально-неблагополучной семье является оставление без попечения несовершеннолетних и членов семьи, не способных к самостоятельному существованию, «выталкивание» детей на улицу, склонение или побуждение к асоциальному образу жизни.
С ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот при живых родителях (родители зачастую бросают детей на воспитание своим престарелым родственникам, отказываются от их содержания, воспитания и обучения). Происходит деградация семей (пьют, ведут асоциальный образ жизни, живут в антисанитарных условиях, не работают и пр.), дома становятся «притонами», где собираются группы людей без определенного рода занятий и места жительства, занимаются распитием спиртных напитков, устраивают драки и т.д.
Всего за 2018 год сотрудниками отделения психолого-педагогической помощи филиала в поселке Федоровском было обслужено 4401 человек
Обозначенные проблемы в намеченный период являются основанием для реализации программы «Вектор помощи», направленной на развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в социально-опасном положении и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.
Принципы программы:
- актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в социально-опасном положении,
- активная поддержка родителей - наиболее эффективный способ помощи ребенку - это помощь его семье,
- опора на родительскую ответственность, использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно,
- опора на позитив в работе с семьей. Отношения к семье, находящейся в социально-опасном положении, как к равноценному, равноправному партнеру,
- психологическая поддержка специалистов, работающих с семьей,
- сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Отличительными чертами программы психолого-педагогического сопровождения семей, находящихся в социально-опасном положении «Вектор помощи» являются:
- программа ориентирована на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов,
- программа строится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в социально-опасном положении, как с равноправными и равноценными партнерами.
Основная идея программы – выведение семей из социально опасной ситуации и профилактика и предупреждение семей, находящихся на грани социально опасной ситуации.
Позитивные изменения в семье требуют достаточно много времени и больших усилий как со стороны специалистов, так и, в большей степени, со стороны клиента. В любом случае, в своей работе специалист стремится, прежде всего, активизировать ресурсы самой семьи. Очень сложно добиться высокой эффективности социальной работы с такой категорией, как семьи, находящиеся в социально опасном положении. Она напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) сами членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений, но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи и др.).
2. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА - семьи, находящиеся в социально опасном положении и находящиеся на грани социально опасной ситуации.
3. ЦЕЛЬ – оказание содействия семьям, оказавшимся в социально-опасном положении и находящихся на грани социально опасной ситуации в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей через систему мероприятий по различным направлениям сопровождения.
4. ЗАДАЧИ:
1. Выявить основные причины, которые взрослые не могут преодолеть самостоятельно, объективно нарушающие жизнедеятельность семей с детьми.
2. Объединить усилия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений, служб, государственных учреждений и общественных организаций для содействия семье в разрешении ее проблем.
3. Оказать семьям квалифицированную помощь через систему социальных услуг, путем правового, психолого-педагогического сопровождения семьи в рамках индивидуального реабилитационного процесса.
4. Повысить социальный статус семьи, исходя из уровня ее социального развития.
5. Формировать семейные ценности, укреплять брачно-семейные, детско-родительские отношения, развивать и пропагандировать лучшие семейные традиции.
6. Организовывать отдых и занятость семей, детей в культурно-досуговых, тематических, иных мероприятиях, формировать установки на ведение здорового образа жизни.
7. Осуществлять профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства.
8. Оценить эффективность мероприятий программы.
5. ФОРМЫ РАБОТЫ
Анкетирование.
Индивидуальное и групповое тестирование.
Индивидуальная и групповая диагностика.
Беседа.
Тренинг.
6. МЕТОДЫ РАБОТЫ
Диагностика (социально-педагогическая и социально-психологическая).
Метод формирования социального опыта.
Исследовательский метод.
Конструкторский метод.
Творческий метод;.
Игровой метод.
Административный метод.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (1 месяц)
формирование команды специалистов для реализации программы;
укрепление методической, нормативно – правовой базы по работе с семьей и детьми, обеспечение оснащения мероприятий программы;
сбор банка данных льготных категорий семей;
организация взаимодействия участников реализации программы.
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (более 6 месяцев)
выявление и постановка на учет неблагополучных семей;
организация реабилитационного процесса с семьями и детьми: проведение развивающих, коррекционных, обучающих, профилактических мероприятий с детьми и родителями, организация досуговой деятельности, консультирование, патронат;
разработка и внедрение новых форм работы с семьей, информирование родителей, детей, граждан по проблемам семейного воспитания, образования, здравоохранения, социальной помощи, защите прав детства;
подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, образования, работников культуры и спорта, медицины, национальных диаспор.
III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП (1 месяц)
анализ реализации программы;
оценка эффективности программы.
2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
Реализация программы идет по направлениям:
работа с родителями или семьями, находящимися в социально-опасном положении, и координация деятельности всех органов и учреждений по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних:
социально – правовое сопровождение;
социально – педагогическое сопровождение;
социально – психологическое сопровождение.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№№
п/п
Наименование
мероприятия
Сроки
проведения
Ожидаемые результаты
Исполнители соисполнители
1 2 3 4
СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
1 Выявление и постановка на учет семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, снятие с учета В течение периода реализации программы Наличие статистических данных о количестве семей состоящих на учете в отделении (учреждении) Специалисты отделения, специалисты органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2 Социальное обследование семьи, составление соответствующих актов, заключение договора о социальном сопровождении семьи, формирование личного дела семьи В течение периода реализации программы Наличие конкретной информации о проблемах семей, детей Специалист по работе с семьей
3 Организация и проведение социально – психолого – педагогических консилиумов (Оформление реабилитационных карт семьи, разработка индивидуальных планов реабилитации семей с детьми, отслеживание динамики реабилитационных мероприятий) Ежемесячно Выработка индивидуальных планов реабилитационных мероприятий с семьей и детьми, наличие результата о проведенной работе, оценка эффективности Специалисты отделения, специалисты органов системы профилактики
(по необходимости)
4 Социальный патронаж семьей, состоящих на учете в отделении, составление акта В течение реабилитационного периода Контроль за ситуацией в семьях, выявление возникающих проблем, оказание помощи в их разрешении Специалисты отделения
5 Межведомственные рейды в семьи, осуществляющих ненадлежащее воспитание детей В течение реабилитационного периода Проведение профилактических мероприятий с семьей и детьми. Специалисты отделения, специалисты органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
6 Информирование родителей, детей, граждан по социально-правовым вопросам:
- соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка)
выполнение родительских обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних детей (Семейный Кодекс РФ)
- правовая ответственность родителей за неисполнение, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних (Семейный кодекс РФ) В течение реабилитационного периода Повышение социально – правовой компетенции родителей, детей, отдельных граждан в вопросах соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних Специалисты отделения
7 Консультирование родителей, детей, отдельных граждан по социально – правовым вопросам (жилищное, трудовое, семейное, гражданское право, право на получение социально – правовых и экономических услуг) В течение реабилитационного периода Повышение социально – правовой компетенции родителей, детей, отдельных граждан в вопросах соблюдения прав семьи, ее прав и законных интересов Специалист по работе с семьей
8 Содействие взрослым членам семьи в трудоустройстве, лечении от алкогольной зависимости, восстановлении в родительских правах В течение реабилитационного периода Восстановление, повышение социального статуса семьи, тенденция к уменьшению числа асоциальных семей Специалист по работе с семьей
9 Оформление представлений на родителей, уклоняющихся от содержания, воспитания несовершеннолетних детей В течение реабилитационного периода Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, тенденция к улучшению образа жизни родителей в асоциальных семьях; либо ограничение, лишение родительских прав Специалист по работе с семьей
10 Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении в учреждения социального обслуживания По необходимости Социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении Специалист по работе с семьей
11 Содействие семье в защите ее прав и законных интересов В течение реабилитационного периода Сохранение семьи для ребенка и ребенка в семье Специалист по работе с семьей
12 Содействие в получении членами семей мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством РФ, ХМАО – Югры В течение периода реализации программы Улучшение материального положения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации Специалист по работе с семьей
СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
1 Социально – психологический патронаж семей, состоящих на учете в отделении
В течение реабилитационного периода Проведение социально
– психологических реабилитационных мероприятий с семьей и детьми на дому Специалист по работе с семьей
Психолог
2 Психологическая диагностика личности несовершеннолетних, родителей; внутрисемейных отношений В течение реабилитационного периода Определение социально–
психологических проблем
внутрисемейных отношений, отдельных членов семьи Психолог
3 Индивидуальное психологическое консультирование несовершеннолетних, родителей, семьи в целом по проблемам психологического характера В течение реабилитационного периода Повышение социально – психологической компетенции родителей и детей. Расширение возможностей родителей понимания своего ребенка,
выработка новых навыков взаимодействия с ребенком Психолог
4 Экстренная психологическая помощь семье, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении В течение реабилитационного периода Стабилизация эмоционального состояния семьи, ее отдельных членов Психолог
5 Индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия с детьми В течение реабилитационного периода Коррекция психоэмоциональной сферы несовершеннолетних, коррекция поведения Психолог
6 Индивидуальная и групповая релаксация родителей, детей, отдельных граждан В течение реабилитационного периода Укрепление психоэмоционального здоровья отдельных членов семьи, стабилизация эмоционального состояния, мобилизация внутренних сил на активную жизненную позицию Психолог
7 Выездной психолог. Проведение индивидуальной профилактической, психокоррекционной работы с несовершеннолетними
«группы риска» в с.п. Локосово, д. Русскинская, с.п. Ульт-Ягун, п. Тром-Аган, с.п. Угут, д. Каюково, п. Малоюганский и близлежащие угодья и юрты По необходимости Психолог
8 Формирование условий способствующих благоприятному развитию адаптивной личности, социализации и поддержке психического здоровья несовершеннолетнего В течение реабилитационного периода Поиск средств и способов их устранения; составление индивидуальной программы психокоррекции с учетом индивидуальных и возрастных особенностей несовершеннолетнего Психолог
9 Помощь в преодолении кризисных ситуаций, коррекции нарушений детско-родительских отношений, разрешении личностных проблем несовершеннолетнего в семье В течение реабилитационного периода Взаимодействие с семьей для минимизации последствий психотравмирующих ситуаций.
Просвещение родителей по вопросам семейного и психологического воспитания Психолог
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
1 Социально – педагогический патронаж семей, состоящих на учете в отделении В течение реабилитационного периода Осуществление социально – педагогических реабилитационных мероприятий с семьей и детьми на дому Специалист по работе с семьей
2 Социально – педагогическая диагностика семьи, детей; социально – педагогическое обследование личности В течение реабилитационного периода Определение социально- педагогических проблем несовершеннолетних, семей Специалист по работе с семьей
3 Индивидуальное социально – педагогическое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания, развития, обучения В течение реабилитационного периода Повышение компетенции родителей и детей в социально – педагогических вопросах воспитания, развития, обучения Специалист по работе с семьей
4 Осуществление социально-педагогического сопровождения процесса социализации детей и подростков В течение реабилитационного периода Реализовать социально-педагогическое сопровождение социализации несовершеннолетних.
Стимулировать у несовершеннолетних
потребность в саморазвитии и реализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем.
Способствовать развитию у несовершеннолетних навыков конструктивного взаимодействия при общении с окружающими.
Развить и обогатить формы общения со сверстниками Специалисты отделения
5 Организация культурно-массовых мероприятий: выставки детских работ, концерты, посещение театров, просмотр кинофильмов, посещение выставок и музеев В течение реабилитационного периода Сформировать у несовершеннолетних новые, социально одобряемые стереотипы поведения.
Расширить кругозор, представление об окружающем мире Специалисты отделения
6 Организация досуговых мероприятий: развлекательные мероприятия, викторины, игры, экскурсии, прогулки в парке В течение реабилитационного периода Привить навыки работы в группе на основе доброжелательного отношения друг к другу, формирование культуры труда.
Сформировать потребность в самореализации Специалисты отделения
7 Развить творческие способности несовершеннолетних, фантазию, воображение при самостоятельном изготовлении работ и предоставлении их на выставках, конкурсах
В течение реабилитационного периода Развить художественно - эстетический вкус несовершеннолетних, овладеть основами изобразительного, декоративно-прикладного искусства.
Развить внимание, аккуратность, целеустремленность Специалисты отделения
8 Проведение просветительско-профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями
В течение реабилитационного периода Обучение приемам и методам укрепления физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья Специалисты отделения
9 Формирование культуры отношения к своему здоровью. Привитие навыков ЗОЖ.
Привитие интереса к физкультурно - оздоровительным занятиям как средству оздоровления у несовершеннолетних В течение реабилитационного периода Способствовать осознанному и ответственному отношению ребенка к своему физическому и психическому здоровью, пропагандировать среди несовершеннолетних здоровый образ жизни Специалисты отделения
4. РЕСУРСЫ
4.1. КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ
Должность Количество штатных единиц
Функции
Заведующий отделением психологической помощи граждан -руководитель проекта
1 Осуществляет общее руководство работой отделения, руководит всей работой специалистов, несет ответственность за
организацию реабилитационного процесса с семьями и детьми, разработку и внедрение новых форм работы, организует и контролирует все направления деятельности, осуществляет контроль за объемом и качеством предоставляемых услуг
Психолог 3 Проводит групповые и индивидуальные занятия, оказывает консультативную и практическую помощь взрослым и детям, участвует в работе с семьей, разрабатывает информационные материалы
Специалист по работе с семьей 4 Работает по реализации программы. Разрабатывает и проводит общие мероприятия. Координирует работу отделения с другими учреждениями. Осуществляет работу с личными документами, собирает информацию о семьях, находящихся в социально-опасном положении, обеспечивает индивидуальное сопровождение семей, осуществляет социальный патронаж семей, участвует в разработке информационных материалов.
Юрисконсульт 1 Консультирование родителей, детей, отдельных граждан по социально – правовым вопросам (жилищное, трудовое, семейное, гражданское право, право на получение социально – правовых и экономических услуг). Содействие семье в защите ее прав и законных интересов
Ассистент по технической помощи 1 Оказывает помощь в организации и проведении социально-педагогических услуг; обеспечивает санитарное состояние помещений
Инструктор по трудовой терапии 1 Организует работу творческих мастерских, готовит выставки детских работ
4.2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
На базе отделения в поселке Федоровском БУ ХМАО - Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» сформирована необходимая материально-техническая база для реализации данного проекта (наличие отдельного кабинета для проведения индивидуальной работы с клиентом, комната психологической разгрузки и др.).
Для реализации программы имеются:
Наименование Применение
Кабинеты с компьютерной техникой комнаты для приема клиентов и оказания им социальных услуг; для использования интернет – ресурсов
Спортивная площадка (спортивный инвентарь) Площадка для проведения игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания
Актовый зал с музыкальным оборудованием Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской
Комнаты кружковой работы Мастерские для творчества
4.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
При реализации программы планируется привлечение средств массовой информации с целью освещения деятельности в данном направлении, привлечения спонсорских средств, распространения опыта и рекламы:
Еженедельная газета Сургутского района «Вестник» - спонсорская поддержка.
Газета г.п. Федоровский «Фёдоровская ярмарка».
Информационные буклеты и листовки.
4.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Наличие программы учреждения.
Должностные инструкции, приказ об организации учреждения.
План работы учреждения и отделений.
Наличие программ и технологий отделений.
Методическая литература, методические пособия буклеты, раздаточный материал.
Краткое описание подпрограмм и технологий
- Программа летнего лагеря отдыха и оздоровления несовершеннолетних «ЛЕТО ОТКРЫТИЙ». Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков, через отдых и оздоровление в условиях лагеря в летний период.
- Проект социального сопровождения несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей, и их семей на межведомственном уровне «ДОЧКИ-МАТЕРИ». Цель: обеспечение комплексной поддержки несовершеннолетних беременных, юных и молодых матерей, и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- «ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА» программа семейного клуба для родителей и детей, из числа семей группы риска. Цель: профилактика нарушения прав и законных интересов детей в семье через повышение родительской компетентности и содействие улучшению детско-родительских отношений.
- «ДОБРОЕ НАЧАЛО» программа сектора дневного пребывания несовершеннолетних. Цель: оказание комплексной психолого-педагогической поддержки семей с детьми, признанных нуждающимися в предоставлении социальных услуг, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении в тесном межведомственном взаимодействии.
- «ГЕОБОРД» технология использования интеллектуальных игр в работе с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Цель: интеллектуальное развитие детей посредством использования геоборда (математического планшета).
- «ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ» технология развитие творческих способностей детей. Цель - создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у детей.
5. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ
Заведующий отделением в г.п. Федоровском БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»
Координирует все виды работ выполняемых в рамках программы, контролирует выполнение плана программы в соответствии с рабочей документацией, проводит совещание о промежуточных итогах деятельности, полученную информацию доводит до сведения руководителя программы. Организует обсуждение реализации программных мероприятий на совещаниях сотрудников, реализующих программу
Специалисты по реализации программных мероприятий Реализация программных мероприятий с целевой группой, предоставление аналитической информации в соответствии с проводимыми мероприятиями
6. РЕЗУЛЬТАТЫ
6.1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Увеличение уровня удовлетворенности семьи и детей качеством и доступностью предоставляемых социальных услуг.
Повышение уровня социального статуса семьи.
Улучшение внутрисемейных взаимоотношений, детско-родительских отношений, психологического здоровья взрослых и детей.
Проявление потребности семьи в активном участии в общественной жизни, организации совместного досуга.
Снижение числа семей, склонных к асоциальному поведению.
Уменьшение количества семей и детей, находящихся в социально- опасном положении.
Полная и успешная реализация программы. Соответствие полученных результатов ожидаемым.
Конечным итогом работы программы считается снятие с учета семьи, находящейся в социально опасном положении с улучшением условий жизни.
6.2. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. В рамках работы выездной службы «Экстренная детская помощь» за (2017-2019 г.г.) проведено:
за 2017 год проведено 152 комплексных рейдов, посещено 186 семей, выявлено 31 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
за 2018 год проведено 159 комплексных рейдов, посещено 213 семей, выявлено 58 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
за 2019 год проведено 94 комплексных рейдов, посещено 169 семей, выявлено 33 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Специалистами по социальной работе проводились обследования материально-бытовых условий жизни семей и несовершеннолетних, предлагались услуги отделения, проводились профилактические беседы, содействие семьям в разрешении социальных проблем, оказание необходимой помощи и вывод семьи из кризисной ситуации.
Количество выездов службой «Экстренная детская помощь», семей несовершеннолетних, выявленных и поставленных на учет
2. Организация профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в СОП (выявленные проблемы в семье, причина постановки на учет семей и несовершеннолетних, количество семей и несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете более 2-х лет, семей, снятых с профилактического учета).
Основные причины постановки семей по категории «семья, находящаяся в социально опасном положении»:
- ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в воспитании и содержании своих несовершеннолетних детей;
- злоупотребление родителями спиртных напитков;
- неприятие мер по обеспечению безопасности детей;
- отсутствие элементарного ухода и надзора над детьми, т.е. регулярного питания, несоблюдения санитарно-гигиенического требований по уходу за несовершеннолетними;
- низкий материальный уровень семьи;
- употребление несовершеннолетними алкогольных напитков и ПАВ;
- антиобщественное поведение несовершеннолетних;
- суицидальные намерения;
- проблемы связанные с учебой в образовательных учреждениях;
- внутрисемейный конфликт;
- детско-родительский конфликт.
Специалистами по работе с семьёй, психологами отделения проводятся мероприятия с семьями находящимися на профилактическом учете согласно утвержденным индивидуальным комплексным программам реабилитации. Данные мероприятия направлены на восстановление здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепления здоровья, на профилактику употребления спиртных напитков. Проводится мотивационная работа, направленная на необходимость лечения от алкогольной зависимости, оказывается содействие в трудоустройстве, организация оздоровления несовершеннолетних, направление в оздоровительные лагеря.
Важнейшей задачей коллектива отделения является снижение в результате профилактических мероприятий численности неблагополучных семей.
За отчетные периоды 2017-2019 г.г. отделением учреждения снято с контроля 98 семей, находящихся в социально опасном положении. Следует отметить, что 90 семей, а это 99 % от общего количества снятых с учѐта СОП, снято с положительной динамикой.
Динамика семей поставленных и снятых с патронажного учета
В отделении психологической помощи г.п. Федоровский БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» по состоянию на конец 2018 года на профилактическом учете более 2-х лет состояло 4 семьи. В 2019 году из этих семей было снято 2. На конец 2019 года более двух лет состояло 12 семей, а по состоянию на январь 2020 год на профилактическом учете более 2-х лет состоят 4 семьи.
Обозначенные проблемы и полученные результаты в описанный период являются основанием для дальнейшей реализации программы «Вектор помощи», направленной на развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в социально-опасном положении и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.
6.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
№ п/п Задача Ожидаемый результат Критерии оценки Способ измерения
Количественные Качественные
1. Выявить основные причины, объективно нарушающие жизнедеятельность семей с детьми, которые семьи не могут преодолеть самостоятельно
Наличие конкретной информации о проблемах семей, детей для планирования об осуществления реабилитационных мероприятий Количество семей и данные, выявленные в ходе диагностики семей и детей Выявление сущности проблем, готовность членов семьи к мобилизации собственного потенциала для разрешения возникших проблем Данные проведенного обследования, диагностик семьи, детей
2. Объединить усилия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений, служб, государственных учреждений и общественных организаций для содействия семье в разрешении ее проблем Увеличение количества специалистов, оказывающих необходимую помощь семье и детям - Количество специалистов участвующих в мероприятиях программы;
- Привлечение к решению проблем семьи органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений, представителей образования, здравоохранения, КДН, ОВД, ПДН, социальной службы и иных организаций - Повышение социально –психолого –педагогической грамотности специалистов для работы с детьми;
- Своевременное и качественное взаимодействие субъектов профилактики в решении проблем семьи. - Анализ работы специалистов в процессе реализации программных мероприятий;
- Соглашения о взаимодействие с органами систем профилактики безнадзорности и правонарушений, представителей образования, здравоохранения, социальной службы
3. Оказать семьям квалифицированную помощь через систему социальных услуг. Осуществлять правовое, психолого – педагогическое сопровождение семьи в рамках индивидуального реабилитационного процесса Увеличение уровня удовлетворенности семьи и детей качеством и доступностью предоставляемых социальных услуг Количество обслуженных граждан и число оказанных социальных услуг Улучшение ситуации в семье Отчет об оказанных услугах
4. Повысить социальный статус семьи, исходя из уровня ее социального развития
Повышение уровня социального статуса семьи Количество семей, охваченных в рамках реализации программы Положительная динамика в реабилитационном процессе семей и детей Мониторинг динамики уровня семейного взаимодействия
5. Формировать семейные ценности, укреплять брачно-семейные, детско – родительские отношения, развивать и пропагандировать лучшие семейные традиции
Улучшение внутрисемейных взаимоотношений, детско – родительских отношений, психологического здоровья взрослых и детей Количество семей, охваченных в рамках реализации программы - Положительная динамика развития коммуникативных навыков общения в семье;
- Стабильность позитивных изменений в семье Диагностика детско-родительских отношений
Мониторинг динамики уровня семейного взаимодействия
6. Организовывать отдых и занятость семей, детей в культурно – досуговых, тематических, иных мероприятиях, формировать установки на ведение здорового образа жизни
Наличие у семьи потребности в активном участии в общественной жизни, организации совместного досуга. Снижение числа семей склонных к асоциальному поведению Количество семей, охваченных в рамках реализации программы Сформированность активной жизненной позиции у членов семьи, здорового образа жизни членов семьи Отчет о реализации программы
7. Осуществлять профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства. Сохранить семью для ребенка и ребенка в семье
Уменьшение количества семей и детей, находящихся в социально - опасном положении Количество семей, охваченных в рамках реализации программы Улучшение и стабилизация ситуации в семьях
- Отчет о реализации программы.
-Снятие с учета семей, находящихся в социально опасном положении с улучшением условий жизни
8. Оценить эффективность мероприятий программы
Полная и успешная реализация программы.
Соответствие полученных результатов ожидаемым - Степень удовлетворенности участников программы;
- Исполнение государственного задания по количеству получателей социальных услуг Проведение запланированных мероприятий.
Оценка эффективности программы.
Анализ реализации программы
Отчет о результатах реализации и программы
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бычков Д. Социальная интеграция семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – М., 2009. – 50 с.
2. Дерягина Ю.Ю. Психология неблагополучной семьи. – Екатеринбург, 2009.- 60с.
3. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями. – Ростов-н/Д, 2005. – 129с.
4. Дорно И.В. Современный брак: Проблемы и гармония. – М., 1990.- 321с.
5. Лучшие практики учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и организации семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: практ. пособие / авт.-сост. : Е. Г. Чумак, Я. В. Григорьева, Г. Х. Батынова. – Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2017.
6. Олифиренко Л.Я. Социально – педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2002. – 207с.
7. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. / Под. ред. Е.А.Вороновой – С-Петербург, 2004. – 519с.
8. Профилактика семейного неблагополучия. / Под ред. С-Петербургского центра научно – технической информации «Прогресс», С-Петербург, 2008.- 122с.
9. Социальное сопровождение семей с детьми в Югре. Организация информационного пространства. Инструментарий специалиста: учебно-метод. пособие / авт.-сост. : Е. С. Титаренко, О. В. Андрон, И. Ф. Хабирова. – Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2018.
10. Технологии социальной реабилитации несовершеннолетних с опорой на ресурсы семьи, реализуемые в учреждениях социального облуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: практическое пособие / сост.: Е. Г. Чумак, Ю. А. Якушева, – Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2016.
11. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М., 2005. – 63с.
Файл: Загрузить