Визитная карта

Визитная карта


Документы:

«Воссоединение» – технология социальной помощи семьям по восстановлению в родительских правах.


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.       Актуальность технологии

Актуальность данной технологии обусловлена тем, что основными причинами постановки на учёт в различных инстанциях семей, ограниченных или лишенных родительских прав, являются неразрешенные социальные проблемы: алкогольная или наркотическая зависимость, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних.

Технология социальной помощи семье по восстановлению в родительских правах специально разработана для оказания содействия родителям в сложном и долгом процессе восстановления в родительских правах.  

Восстановление в родительских правах - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов по работе с семьей и психологов отделения социального сопровождения граждан БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям», а так же специалистов учреждений системы профилактики, в зависимости от проблемы семей.

Технология направлена на формирование позитивного образа семьи у родителей, получателей социальных услуг (далее - псу), положительной мотивации псу, ограниченных в родительских правах либо лишенных родительских прав, на восстановление детско-родительских отношений.

Для принятия решения в пользу воссоединения семьи необходимо проанализировать все существующие аспекты семейной ситуации. Ребёнок должен вернуться в кровную семью, где решены текущие проблемы.

К сожалению, неумение или нежелание родителей находить выход из сложившихся проблем приводит к негативным последствиям: это ограничение родителей в правах, отстранение родителей от воспитания и содержания несовершеннолетних, лишение родительских прав, что влечет за собой разрушение семьи, разлучение детей и родителей, психологической травме детей.

Проводя анализ работы специалистов отделения за 2017-2019 годы на патронажном учете в отделении состоит 12 семей, лишенных родительских прав (14 несовершеннолетних), в том числе лишенных по причине наркозависимости родителей, – 1, по причине ненадлежащего исполнения родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних – 2, по причине злоупотребления родителями спиртных напитков – 9 семей.

К основной причине снятия семьи с патронажного учета относится – «улучшение ситуации в семье» (за 2017-2019 годы семей, восстановившихся в родительских правах три семьи).

         Технология по восстановлению в родительских правах – это инструмент помощи семье по её восстановлению и возвращению в статус нормальной семьи.

         Технология будет направлена на осуществление своей деятельности на территории филиала с.п. Солнечный, при взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом по делам несовершеннолетних, муниципальных образовательных учреждений.

2. Целевая группа родители, ограниченные в родительских правах либо родители, лишенные родительских прав.

3. Цель технологии - сопровождение семей целевой группы направленное на формирование положительной мотивации к восстановлению в родительских правах и обретение статуса положительной семьи.

4. Задачи технологии:

1. Выявить семьи, лишенные или ограниченные в родительских правах.

2. Привлечь специалистов учреждений системы профилактики в зависимости от проблемы на оказание помощи в решении проблем.

3. Организовать предоставление социальных и психологических услуг.

4. Оказать помощь в восстановлении родительских прав, улучшить детско-родительские отношения.

         5. Проанализировать проведенную работу по восстановлению псу в родительских правах.     

5. Формы работы:    

индивидуальные: беседы, консультации;

групповые: встреча, семинар (количество взрослых в группе 5 – 6 человек).

6. Методы   работы:

- информирование;

- тестирование, анкетирование;

- сбор информации;

- консультирование;

- психологическое тестирование;

- тренинг;

- видеометод.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Реализация мероприятий по восстановлению в родительских правах осуществляются постоянно с момента личного обращения получателя социальных услуг (родителей) до момента восстановления в правах, и проводится поэтапно:

1. Этапы реализации – бессрочно.

Организационный этап - организационная и информационная работа с родителями, ограниченными в родительских правах, лишенными родительских прав.

1.                Составление базы данных по целевой группе (количество, проблемы, образование, семейный стаж).

2.                Организационное собрание с целевой группой.

3.                Назначение кураторов семей.

4.                Определение плана мероприятий по работе с семьёй, подключение необходимых структур и ведомств.      

Практический этап - коррекционно-реабилитационная работа с родителями, ограниченными в родительских правах, лишенными родительских прав в формате межведомственного взаимодействия.

     1. Патронаж семей (посещение один раз в две недели. Консультирование по телефону).

    2. Мониторинг результативности проведённой работы (что изменилось кураторы, сами семьи, специалист по работе с семьей).

     3. Коррекция плана работы с семьёй.

     4. Мониторинг.

     5. Работа по восстановлению.

Основные принципы, используемые в работе с семьей:

·               Принцип индивидуального подхода - реализация реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.

·               Принцип законности - соблюдение требований действующего законодательства РФ.

·               Принцип комплексности - реализация системного подхода работы с семьей.

·               Принцип взаимодействия - работа с семьей всех компетентных структур.

Специалистам следует помнить:

Работа с семьей требует высочайшей деликатности и конфиденциальности, так как в ходе ее затрагиваются сведения и моменты, разглашение которых может нанести серьезный ущерб членам семьи, а неловкое обращение с ними специалиста непоправимо разрушает возможности для сотрудничества с семьей.

Оказывая содействие в восстановлении в родительских правах, специалисты учреждения должны ориентироваться на эффективность реабилитации семьи, и помнить, что каждый случай индивидуален и требует оригинального подхода.

Аналитический этап - профилактическая работа с родителями по предупреждению ситуаций лишения или ограничения в родительских правах, позволяет оценить эффективность реализации технологии по восстановлению псу в родительских правах, внести корректировки в случае необходимости и распространение полученного опыта.

            Технология реализуется через патронажное сопровождение. теоретические и практические занятия с целевой группой по овладению знаниями и практическими умениями в области сбора документации и порядка восстановления в родительских правах, урегулирования проблемных ситуаций, в том числе досудебное консультирование.

2. Направления деятельности

·        Диагностическое

·        Психолого-педагогическое

·        Информационно – просветительское

3. Календарно – тематический план:

п/п

Наименование мероприятия

Содержание работы

Дата

Результат

1.

Взаимодействие с Управлением опеки и попечительства Администрации Сургутского района

Получение списков граждан, ограниченных или лишенных родительских прав

начало проекта

Выявление получателей социальных услуг, ограниченных или лишенных родительских прав

2.

Организационное собрание

 

- Установление причин, повлекших ограничение родительских прав;

- привлечение специалистов учреждений системы профилактики в зависимости от проблемы;

- обращение получателей социальных услуг к специалисту ОСАН (составление заявления о предоставлении социальных услуг)

В течение недели

Обозначение проблем, степени корректировки

3.

Назначение кураторов семей

 

- Занесение получателей социальных услуг в список учета семей, ограниченных или лишенных родительских прав;

- привлечение специалистов учреждений системы профилактики в зависимости от проблемы;

- разработка индивидуального плана сопровождения семьи;

- ознакомление получателей социальных услуг, под личную подпись, с содержанием статьи 72 Семейного кодекса РФ «Восстановление в родительских правах»;

предоставление информационного буклета «Как восстановиться в родительских правах»;

- предоставление памятки «Как восстановиться в родительских правах»

В течение недели

Ознакомление родителей с информационным буклетом и памяткой «Как восстановиться в родительских правах»

 

4.

Разработка плана мероприятий по работе с семьёй

 

 

- Составление индивидуального плана дальнейших мероприятий, необходимых для восстановления в родительских правах, с указанием наименования необходимых или недостающих документов;

- помощь в составлении искового заявления о восстановлении в родительских правах;

- психологическая поддержка, беседа с психологом;

- назначение даты и времени следующей консультации

В течение месяца

Создание условий для взаимодействия и сотрудничества

5.

Оказание дальнейшего содействия в процессе восстановления получателями социальных услуг родительских прав

 

- Консультации;

- содействие в прохождении добровольного лечения от алкогольной или наркотической зависимости;

- содействие в прохождении курса реабилитации;

- содействие в сборе документов, необходимых для восстановления в родительских правах;

- разъяснительные беседы;

- привлечение в клуб семейного досуга;

- психологическая помощь, поддержка,

- помощь в трудоустройстве и получении дополнительной квалификации

В течение месяца

Формирование здорового образа жизни, положительной психологической атмосферы в кровной семье, уважительного отношения к окружающим людям

6.

Подведение итогов работы по восстановлению получателей социальных услуг в родительских правах

 

 

- Внесение в реестр семей, восстановившихся в родительских правах;

- составление Отчета о проведении мероприятий по восстановлению псу в родительских правах;

- сопровождение (юридическое, психологическое, педагогическое) семей, восстановившихся в родительских правах;

- профилактическая беседа;

- выделение семьям поощрения в виде спонсорской помощи;

- дальнейшее сопровождение

По итогам реализации

Опыт конструктивного решения проблемных ситуаций

 

 

4. Ресурсы

         4.1. Кадровые ресурсы

Специалисты по работе с семьей, психолог отделения – отвечают за выполнение плана мероприятий в рамках технологии.

Заведующий отделением – контролирует процесс реализации технологии.

         4.2. Материально-технические ресурсы

         Для реализации технологии учреждение предоставляет помещения, материалы и оборудование для обучения медиаций и иных групповых и индивидуальных форм работы.

           Экран для просмотра слайдов, видеопроектор, фотоаппарат.

         Все расходы, связанные с реализацией технологии финансируются из окружного бюджета согласно законодательным актам о распределении финансовых средств на нужды казенного учреждения и частично за счет привлеченных средств.

         4.3. Информационные ресурсы.

         1. Разработка, печать и распространение информационных буклетов (для родителей, детей, специалистов различных учреждений);

         2. Размещение информации в СМИ, Интернет;

         3. Размещение информации на сайте Центра www.center-aprel.ru

         4.4. Методические ресурсы.

Наличие технологии.

5. Контроль и управление технологией

№ п/п

Должность

Функции

1.

Заведующий отделением

социального сопровождения граждан (ОССГ)

- контролирует деятельность;

- осуществляет предварительный, текущий и заключительный контроль, общее руководство

 

2.

Специалист по работе с семьей

проводит ежемесячный и ежеквартальный мониторинг, предоставляет заведующему аналитическую информацию о реализации технологии

3.

Методическая комиссия Учреждения

проводит экспертизу разработанных методических материалов; оформляет отзыв и рекомендует к применению разработанную технологию, заслушивает анализ специалистов о результативности и эффективности технологии

6. Результаты

6.1. Ожидаемые результаты

Применение технологии позволит:

·        выявить семьи, которые желают восстановиться в родительских правах;

·        мотивировать родителей вести здоровый образ жизни, восстанавливать отношения с детьми;

·        формировать положительный образ семьи;

·        оздоровить обстановку в социально – опасных семьях;

·        уменьшить количество семей, ограниченных или лишенных родительских прав.       

6.2. Полученные результаты

Сравнительная таблица «Количество семей лишенных родительских прав и восстановленных в родительских правах за 2017-2019годы»

№ п/п

Причины лишения или ограничения в родительских правах

2017

2018

2019

лишение

восстановление

лишение

восстановление

лишение

восстановление

1.

Наркозависимость родителей, отстранение от воспитания и содержания несовершеннолетних

1

0

0

0

0

0

2.

Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних, отстранение родителя от воспитания и содержания несовершеннолетних

0

0

1

0

1

1

3.

Злоупотребление родителями спиртных напитков, отстранение родителя от воспитания и содержания несовершеннолетних

2

0

5

1

3

1

6.3. Критерии оценки эффективности

№ п/п

Задача

Ожидаемый результат

Критерии оценки

Количественные

Качественные

1.

Замотивировать к восстановлению детско-родительских отношений

Повысить уровень мотивации на воссоединение кровной семьи, семейных отношений

Обеспечение 100% уровня посещения консультаций

Уровень удовлетворенности

псу (листы удовлетворенности, тестирование)

2.

Анализ факторов и причин ограничения родителей в родительских правах

По результатам реализации технологии, снизить напряжённость отношений в семьях

100% охват целевой группы

Приобретение умений эффективного взаимодействия

3.

Осуществлять профилактику алкогольной и наркотической зависимости, агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди взрослых

Снижение алкогольной и наркотической зависимости, агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди взрослых и детей

100% охват целевой группы психологическими беседами, консультациями, тренингами

Уровень удовлетворенности

псу (листы удовлетворенности, диагностика)

4.

Улучшить семейные отношения

 

Вернуть уважение родителей к себе, восстановить семейные отношения, которые, были нарушены в результате лишения родительских прав

100% охват целевой группы мероприятиями

Принятие ценностей семьи (анкетирование, интервью)

 

 

7. Список литературы:

1.           Антокольская М.В. Семейное право: учебник. - М.: Юристь, 2002. - С. 220.

2.           Батова О.С. Пути устранения противоречий гражданского процессуального и семейного законодательства при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей // Журнал российского права. - 2006. - N 6.

3.           Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов) – http://go.mail.ru/.

4.           Доклад Уполномоченного по правам человека в Югре «О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2018 году» https://e.mail.ru/cgi-bin/getattach

5.           Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре "О соблюдении прав, свобод и законных интересов ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2018 годуhttps://upr.admhmao.ru.

6.           Ерлова Е.В. Управление проектами в социальной сфере: методика разработки, выполнения и оценивания проектов / Е.В. Ерлова. – Н. Новгород : изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007. – 123 с.

7.           Максудов, Р. Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: сборник материалов / Р. Максудов – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 152 с.

8.           Муратова С.А. Семейное право. Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2001. - С. 159.

9.           Павлова И.А. Правовое положение родителей. Дисс. канд. юрид. наук. Краснодар. 2003 г. С. 51.

10.      Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.09.2012 № 357-п «О стратегии действий в интересах детей в Ханты-Мансийском Автономном округе – Югре на 2012 - 2017 ГОДЫ» (с изменениями на: 12.05.2017) Электронный фонд правовой и нормативно технической документации – http://docs.cntd.ru/document/468902260

11.      Фирсов М. В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 234 с.

12.      Хамбалова А. Ф. Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 379-381. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6726/

 

 

 

           

 

 

 


Файл:  Загрузить

Возврат к списку

загрузка карты...


Место нахождения и почтовый адрес бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» : Российская Федерация, 628450, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, поселок городского типа  Барсово, улица Сосновый бор, дом 34.
Директор: Черкашина Елена Леонидовна
Приемная: +7 3462 740 555
Факс: +7 3462 740 555
E-mail: SurRCPSD@admhmao.ru
Группа в социальной сети «ВКонтакте»
Группа в социальной сети «Одноклассники»
Группа в социальной сети «Инстаграм»

Группа в социальной сети «ВКонтакте» Группа в социальной сети «ВКонтакте»

Группа в социальной сети «Одноклассники» Группа в социальной сети «Одноклассники»

Группа в социальной сети «Инстаграм» Группа в социальной сети «Инстаграм»