Визитная карта
Документы:
«Воссоединение» – технология социальной помощи семьям по восстановлению в родительских правах.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность технологии
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что основными причинами постановки на учёт в различных инстанциях семей, ограниченных или лишенных родительских прав, являются неразрешенные социальные проблемы: алкогольная или наркотическая зависимость, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних.
Технология социальной помощи семье по восстановлению в родительских правах специально разработана для оказания содействия родителям в сложном и долгом процессе восстановления в родительских правах.
Восстановление в родительских правах - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов по работе с семьей и психологов отделения социального сопровождения граждан БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям», а так же специалистов учреждений системы профилактики, в зависимости от проблемы семей.
Технология направлена на формирование позитивного образа семьи у родителей, получателей социальных услуг (далее - псу), положительной мотивации псу, ограниченных в родительских правах либо лишенных родительских прав, на восстановление детско-родительских отношений.
Для принятия решения в пользу воссоединения семьи необходимо проанализировать все существующие аспекты семейной ситуации. Ребёнок должен вернуться в кровную семью, где решены текущие проблемы.
К сожалению, неумение или нежелание родителей находить выход из сложившихся проблем приводит к негативным последствиям: это ограничение родителей в правах, отстранение родителей от воспитания и содержания несовершеннолетних, лишение родительских прав, что влечет за собой разрушение семьи, разлучение детей и родителей, психологической травме детей.
Проводя анализ работы специалистов отделения за 2017-2019 годы на патронажном учете в отделении состоит 12 семей, лишенных родительских прав (14 несовершеннолетних), в том числе лишенных по причине наркозависимости родителей, – 1, по причине ненадлежащего исполнения родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних – 2, по причине злоупотребления родителями спиртных напитков – 9 семей.
К основной причине снятия семьи с патронажного учета относится – «улучшение ситуации в семье» (за 2017-2019 годы семей, восстановившихся в родительских правах три семьи).
Технология по восстановлению в родительских правах – это инструмент помощи семье по её восстановлению и возвращению в статус нормальной семьи.
Технология будет направлена на осуществление своей деятельности на территории филиала с.п. Солнечный, при взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом по делам несовершеннолетних, муниципальных образовательных учреждений.
2. Целевая группа родители, ограниченные в родительских правах либо родители, лишенные родительских прав.
3. Цель технологии - сопровождение семей целевой группы направленное на формирование положительной мотивации к восстановлению в родительских правах и обретение статуса положительной семьи.
4. Задачи технологии:
1. Выявить семьи, лишенные или ограниченные в родительских правах.
2. Привлечь специалистов учреждений системы профилактики в зависимости от проблемы на оказание помощи в решении проблем.
3. Организовать предоставление социальных и психологических услуг.
4. Оказать помощь в восстановлении родительских прав, улучшить детско-родительские отношения.
5. Проанализировать проведенную работу по восстановлению псу в родительских правах.
5. Формы работы:
индивидуальные: беседы, консультации;
групповые: встреча, семинар (количество взрослых в группе 5 – 6 человек).
6. Методы работы:
- информирование;
- тестирование, анкетирование;
- сбор информации;
- консультирование;
- психологическое тестирование;
- тренинг;
- видеометод.
II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Реализация мероприятий по восстановлению в родительских правах осуществляются постоянно с момента личного обращения получателя социальных услуг (родителей) до момента восстановления в правах, и проводится поэтапно:
1. Этапы реализации – бессрочно.
Организационный этап - организационная и информационная работа с родителями, ограниченными в родительских правах, лишенными родительских прав.
1. Составление базы данных по целевой группе (количество, проблемы, образование, семейный стаж).
2. Организационное собрание с целевой группой.
3. Назначение кураторов семей.
4. Определение плана мероприятий по работе с семьёй, подключение необходимых структур и ведомств.
Практический этап - коррекционно-реабилитационная работа с родителями, ограниченными в родительских правах, лишенными родительских прав в формате межведомственного взаимодействия.
1. Патронаж семей (посещение один раз в две недели. Консультирование по телефону).
2. Мониторинг результативности проведённой работы (что изменилось кураторы, сами семьи, специалист по работе с семьей).
3. Коррекция плана работы с семьёй.
4. Мониторинг.
5. Работа по восстановлению.
Основные принципы, используемые в работе с семьей:
· Принцип индивидуального подхода - реализация реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.
· Принцип законности - соблюдение требований действующего законодательства РФ.
· Принцип комплексности - реализация системного подхода работы с семьей.
· Принцип взаимодействия - работа с семьей всех компетентных структур.
Специалистам следует помнить:
Работа с семьей требует высочайшей деликатности и конфиденциальности, так как в ходе ее затрагиваются сведения и моменты, разглашение которых может нанести серьезный ущерб членам семьи, а неловкое обращение с ними специалиста непоправимо разрушает возможности для сотрудничества с семьей.
Оказывая содействие в восстановлении в родительских правах, специалисты учреждения должны ориентироваться на эффективность реабилитации семьи, и помнить, что каждый случай индивидуален и требует оригинального подхода.
Аналитический этап - профилактическая работа с родителями по предупреждению ситуаций лишения или ограничения в родительских правах, позволяет оценить эффективность реализации технологии по восстановлению псу в родительских правах, внести корректировки в случае необходимости и распространение полученного опыта.
Технология реализуется через патронажное сопровождение. теоретические и практические занятия с целевой группой по овладению знаниями и практическими умениями в области сбора документации и порядка восстановления в родительских правах, урегулирования проблемных ситуаций, в том числе досудебное консультирование.
2. Направления деятельности
· Диагностическое
· Психолого-педагогическое
· Информационно – просветительское
3. Календарно – тематический план:
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Содержание работы |
Дата |
Результат |
1. |
Взаимодействие с Управлением опеки и попечительства Администрации Сургутского района |
Получение списков граждан, ограниченных или лишенных родительских прав |
начало проекта |
Выявление получателей социальных услуг, ограниченных или лишенных родительских прав |
2. |
Организационное собрание
|
- Установление причин, повлекших ограничение родительских прав; - привлечение специалистов учреждений системы профилактики в зависимости от проблемы; - обращение получателей социальных услуг к специалисту ОСАН (составление заявления о предоставлении социальных услуг) |
В течение недели |
Обозначение проблем, степени корректировки |
3. |
Назначение кураторов семей
|
- Занесение получателей социальных услуг в список учета семей, ограниченных или лишенных родительских прав; - привлечение специалистов учреждений системы профилактики в зависимости от проблемы; - разработка индивидуального плана сопровождения семьи; - ознакомление получателей социальных услуг, под личную подпись, с содержанием статьи 72 Семейного кодекса РФ «Восстановление в родительских правах»; предоставление информационного буклета «Как восстановиться в родительских правах»; - предоставление памятки «Как восстановиться в родительских правах» |
В течение недели |
Ознакомление родителей с информационным буклетом и памяткой «Как восстановиться в родительских правах»
|
4. |
Разработка плана мероприятий по работе с семьёй
|
- Составление индивидуального плана дальнейших мероприятий, необходимых для восстановления в родительских правах, с указанием наименования необходимых или недостающих документов; - помощь в составлении искового заявления о восстановлении в родительских правах; - психологическая поддержка, беседа с психологом; - назначение даты и времени следующей консультации |
В течение месяца |
Создание условий для взаимодействия и сотрудничества |
5. |
Оказание дальнейшего содействия в процессе восстановления получателями социальных услуг родительских прав
|
- Консультации; - содействие в прохождении добровольного лечения от алкогольной или наркотической зависимости; - содействие в прохождении курса реабилитации; - содействие в сборе документов, необходимых для восстановления в родительских правах; - разъяснительные беседы; - привлечение в клуб семейного досуга; - психологическая помощь, поддержка, - помощь в трудоустройстве и получении дополнительной квалификации |
В течение месяца |
Формирование здорового образа жизни, положительной психологической атмосферы в кровной семье, уважительного отношения к окружающим людям |
6. |
Подведение итогов работы по восстановлению получателей социальных услуг в родительских правах
|
- Внесение в реестр семей, восстановившихся в родительских правах; - составление Отчета о проведении мероприятий по восстановлению псу в родительских правах; - сопровождение (юридическое, психологическое, педагогическое) семей, восстановившихся в родительских правах; - профилактическая беседа; - выделение семьям поощрения в виде спонсорской помощи; - дальнейшее сопровождение |
По итогам реализации |
Опыт конструктивного решения проблемных ситуаций
|
4. Ресурсы
4.1. Кадровые ресурсы
Специалисты по работе с семьей, психолог отделения – отвечают за выполнение плана мероприятий в рамках технологии.
Заведующий отделением – контролирует процесс реализации технологии.
4.2. Материально-технические ресурсы
Для реализации технологии учреждение предоставляет помещения, материалы и оборудование для обучения медиаций и иных групповых и индивидуальных форм работы.
Экран для просмотра слайдов, видеопроектор, фотоаппарат.
Все расходы, связанные с реализацией технологии финансируются из окружного бюджета согласно законодательным актам о распределении финансовых средств на нужды казенного учреждения и частично за счет привлеченных средств.
4.3. Информационные ресурсы.
1. Разработка, печать и распространение информационных буклетов (для родителей, детей, специалистов различных учреждений);
2. Размещение информации в СМИ, Интернет;
3. Размещение информации на сайте Центра www.center-aprel.ru
4.4. Методические ресурсы.
Наличие технологии.
5. Контроль и управление технологией
№ п/п |
Должность |
Функции |
1. |
Заведующий отделением социального сопровождения граждан (ОССГ) |
- контролирует деятельность; - осуществляет предварительный, текущий и заключительный контроль, общее руководство
|
2. |
Специалист по работе с семьей |
проводит ежемесячный и ежеквартальный мониторинг, предоставляет заведующему аналитическую информацию о реализации технологии |
3. |
Методическая комиссия Учреждения |
проводит экспертизу разработанных методических материалов; оформляет отзыв и рекомендует к применению разработанную технологию, заслушивает анализ специалистов о результативности и эффективности технологии |
6. Результаты
6.1. Ожидаемые результаты
Применение технологии позволит:
· выявить семьи, которые желают восстановиться в родительских правах;
· мотивировать родителей вести здоровый образ жизни, восстанавливать отношения с детьми;
· формировать положительный образ семьи;
· оздоровить обстановку в социально – опасных семьях;
· уменьшить количество семей, ограниченных или лишенных родительских прав.
6.2. Полученные результаты
Сравнительная таблица «Количество семей лишенных родительских прав и восстановленных в родительских правах за 2017-2019годы»
№ п/п |
Причины лишения или ограничения в родительских правах |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
лишение |
восстановление |
лишение |
восстановление |
лишение |
восстановление |
||
1. |
Наркозависимость родителей, отстранение от воспитания и содержания несовершеннолетних |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних, отстранение родителя от воспитания и содержания несовершеннолетних |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3. |
Злоупотребление родителями спиртных напитков, отстранение родителя от воспитания и содержания несовершеннолетних |
2 |
0 |
5 |
1 |
3 |
1 |
6.3. Критерии оценки эффективности
№ п/п |
Задача |
Ожидаемый результат |
Критерии оценки |
|
Количественные |
Качественные |
|||
1. |
Замотивировать к восстановлению детско-родительских отношений |
Повысить уровень мотивации на воссоединение кровной семьи, семейных отношений |
Обеспечение 100% уровня посещения консультаций |
Уровень удовлетворенности псу (листы удовлетворенности, тестирование) |
2. |
Анализ факторов и причин ограничения родителей в родительских правах |
По результатам реализации технологии, снизить напряжённость отношений в семьях |
100% охват целевой группы |
Приобретение умений эффективного взаимодействия |
3. |
Осуществлять профилактику алкогольной и наркотической зависимости, агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди взрослых |
Снижение алкогольной и наркотической зависимости, агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди взрослых и детей |
100% охват целевой группы психологическими беседами, консультациями, тренингами |
Уровень удовлетворенности псу (листы удовлетворенности, диагностика) |
4. |
Улучшить семейные отношения
|
Вернуть уважение родителей к себе, восстановить семейные отношения, которые, были нарушены в результате лишения родительских прав |
100% охват целевой группы мероприятиями |
Принятие ценностей семьи (анкетирование, интервью) |
7. Список литературы:
1. Антокольская М.В. Семейное право: учебник. - М.: Юристь, 2002. - С. 220.
2. Батова О.С. Пути устранения противоречий гражданского процессуального и семейного законодательства при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей // Журнал российского права. - 2006. - N 6.
3. Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов) – http://go.mail.ru/.
4. Доклад Уполномоченного по правам человека в Югре «О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2018 году» https://e.mail.ru/cgi-bin/getattach
5. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре "О соблюдении прав, свобод и законных интересов ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2018 году –https://upr.admhmao.ru.
6. Ерлова Е.В. Управление проектами в социальной сфере: методика разработки, выполнения и оценивания проектов / Е.В. Ерлова. – Н. Новгород : изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007. – 123 с.
7. Максудов, Р. Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: сборник материалов / Р. Максудов – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 152 с.
8. Муратова С.А. Семейное право. Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2001. - С. 159.
9. Павлова И.А. Правовое положение родителей. Дисс. канд. юрид. наук. Краснодар. 2003 г. С. 51.
10. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.09.2012 № 357-п «О стратегии действий в интересах детей в Ханты-Мансийском Автономном округе – Югре на 2012 - 2017 ГОДЫ» (с изменениями на: 12.05.2017) Электронный фонд правовой и нормативно технической документации – http://docs.cntd.ru/document/468902260
11. Фирсов М. В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 234 с.
12. Хамбалова А. Ф. Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 379-381. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6726/
Файл: Загрузить