Визитная карта

Визитная карта


Документы:

«Музыкальный паровозик» – технология музыкального коррекционно-развивающего направления для детей, испытывающих трудности в социальной адаптации

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Решением методической комиссии бюджетного учреждения ХМАО – Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»

протокол № 1 от «20» 02_2019_ г.

Председатель методической комиссии ________ Н.Ф. Иванова

от «20» 02_ 2019_ г.

 

 

 

Технология

музыкального коррекционно – развивающего направления

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Музыкальный паровозик»

 

 

Автор технологии:

Фролова Наталья Александровна, музыкальный руководитель

отделения реабилитации

несовершеннолетних с ограниченными

физическими и умственными возможностями

 

 

 

 

 

 

 

пгт. Барсово, Сургутский район

2019

I.                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.     Актуальность

«Музыка является самым чудодейственным,

самым тонким средством привлечения к добру,

красоте, человечности.

Чувство красоты музыкальной мелодии

открывает перед ребёнком собственную красоту –

маленький человек осознает своё достоинство…».

В.А. Сухомлинский

 

            Статистика констатирует стремительное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы увеличить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать детей к жизни в современном обществе, возникла необходимость дополнить существующие программы инновационными технологиями и методиками.

         Сложности формирования социально - адаптивных и эмоционально - личностных процессов, затрудняют социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, возникает необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием новейших технологий. Музыка является важнейшим фактором воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, а так же активно используется такое направление в психотерапии, как музыкотерапия.

        Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Дети, проходящие реабилитацию в отделении реабилитации с ограниченными физическими и умственными возможностями, отстают в развитии своих сверстников, у них снижена познавательная потребность, ослаблена речевая активность, искажены психические процессы, поэтому идёт нарушение коммуникативных навыков. Для детей с ОВЗ характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера, а также такие характеристики деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль, работоспособность при относительно высоких показателях развития мышления. Музыка помогает ребёнку раскрыться, целительно воздействует на психологическое состояние ребёнка в целом.

         Учитывая возможности детей данной категории, появилась необходимость в использовании технологии «Музыкальный паровозик». Данная технология позволяет развивать творческую активность детей во всех основных видах музыкальной деятельности (слушание, пение, ритмика, музыкальные игры, хороводы, танцы, игра на музыкальных инструментах). Значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры.

Технология рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста (в зависимости от маршрута коррекции).

2.     Целевая группа

Несовершеннолетние с ограниченными физическими и умственными возможностями от 3-х до 15 лет, и их сопровождающие.

          3. Цель:

социальная адаптация и гармонизация личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.

          4. Задачи:

1.     Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

2.     Способствовать развитию и коррекции психических процессов.

3.     Развивать чувство ритма, коммуникативную речевую активность, музыкальную память, совершенствовать певческие навыки.

4.     Формировать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности.

5. Формы работы: групповые, индивидуальные, массовые.

1.     Обучение игре на шумовых инструментах.

2.     Индивидуальное пение.

3.     Беседы, концерты, театральные постановки.

4.     Просмотр музыкальных клипов, развивающих мультфильмов.

5.     Подготовка совместных музыкальных номеров с родителями.

6.     Проведение праздничных и тематических мероприятий.

Данные формы работы организации музыкальной деятельности наиболее эффективно и целенаправленно помогают осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.

6. Методы работы:

1.     Игровые приёмы – воображение ситуации, дидактические игры (составная часть метода повышения активности детей);

2.     Наглядно-слуховой способствует звуковой регуляции движений, наглядно-зрительный помогают воспитывать культурного зрителя, способного к глубокому восприятию эстетических явлений;

3.     Словесный - беседа, рассказ (подразумевают конкретные приёмы: объяснение, оценка, использование художественного слова);

4.     Практический – это действия с игрушками, лентами, музыкальными инструментами, различными атрибутами, что способствует активности и заинтересованности детей.

 

II.               СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1.                Этапы реализации:

Период реабилитации несовершеннолетнего. Механизм реализации технологии «Музыкальный паровозик» предполагает три этапа: диагностический, практический, аналитический.

Диагностический этап предполагает диагностику знаний, умений, музыкально – творческих навыков несовершеннолетнего в первые дни реабилитационного периода.

Практический этапвключает в себя проведение групповых и индивидуальных занятий в рамках технологии с детьми (их сопровождающими).

Аналитический этаппозволяет оценить эффективность реализации технологии, внести корректировки в случае необходимости и распространение полученного опыта.

2. Направление деятельности

          Принципы реализации технологии:

1.     Принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребёнку и построения коррекционной работы.

2.     Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения (сотрудничество с семьей).

3.     Принцип постепенного повышения требований (переход от простого к сложному).

4.     Принцип доступности и индивидуализации (групповая и индивидуальная работа образовательной деятельности с учётом возрастных и психофизических особенностей каждого ребёнка).

5.     Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых на основе партнёрских отношений.

                         3. Учебно-тематический план реализации

1.     Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.

2.     Основная часть. Слушание музыки. Подпевание и пение.

3.     Заключительная часть. Игра, пляска или хоровод.

           Структура музыкально-коррекционных занятий.

3 занятия в неделю по 20-25 минут (групповое или по подгруппам 3-5 человек)

2 занятия в неделю индивидуально по 15-20 минут (приложение 1).

4.     Ресурсы технологии

4.1   Кадровые

Должность

Штатные единицы

Функционал

Заведующий отделением

1

Контролирует выполнение требований СанПиН и соблюдение техники безопасности. Участвует в разработке информационно – методического обеспечения технологии, взаимодействует с родителями и детьми в ходе реализации технологии, консультирует родителей несовершеннолетних о проведении мероприятий в рамках технологии.

Специалист по социальной работе

2

Проводят организационную работу с родителями, организациями, учреждениями. Подготавливают информационную продукцию для информирования населения и осуществления социальной рекламы о деятельности отделения.

Педагог дополнительного образования

1

Осуществляет дополнительное образование воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.

Развитие потенциальных возможностей несовершеннолетних. Проведение коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия, мелкой моторики рук.

Психолог

2

Психолого-педагогическая реабилитация и интеграция получателей социальных услуг с ограниченными возможностями здоровья. Содействие психоэмоциональному и личностному развитию детей.

Воспитатель

4

Проведение мероприятий, направленных на коррекцию и развитие познавательных и творческих процессов. Создание условий для эффективного формирования представлений и навыков, необходимых для успешной адаптации в социум детей с ограниченными возможностями.

Логопед

2

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на преодоление трудностей в развитии коммуникативных способностей несовершеннолетних.

Музыкальный руководитель

1

Социально – педагогическая коррекция: формирование позитивных интересов несовершеннолетних с ограниченными возможностями. Организация досуга (праздники, концерты, экскурсии и другие мероприятия). Создание условий для реабилитации и творческой самореализации, используя основные виды музыкально-творческой деятельности.

Инструктор по адаптивной физкультуре

2

Проведение групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре, способствующих физической, технической, морально-волевой и спортивной подготовке занимающихся.

        

4.2 Материально-технические

п/п

Материалы, оборудование

Необходимое количество

Имеется в наличии

1

Кабинет заведующего

1

1

2

Кабинет специалистов по социальной работе

1

1

3

Кабинет для коррекционных занятий

музыкального руководителя

1

1

4

Кабинет творческой мастерской для реализации коррекционных занятий

1

1

5

Кабинет для коррекционных занятий логопеда

2

2

6

Кабинет для коррекционных занятий воспитателя

1

1

7

Кабинет для занятий АФК

1

1

8

Солевая комната

1

1

9

Телевизор

1

1

10

Синтезатор

1

1

11

Радиоприёмник

1

1

12

Компьютер

1

1

13

Интернет

1

-

14

Мебель для хранения необходимых материалов

1

1

4.3 Информационные ресурсы

Сайт Учреждения, газета «Вестник», сайт администрации Сургутского района, сайт администрации пгт. Барсово, «СургутинформТВ», социальные сети, печатная и буклетная продукции, информационные стенды.

4.3 Методические ресурсы

Должностная инструкция

Планы специалиста

Интернет ресурсы

Методическая литература

Обмен опытом со специалистами

 

5. Контроль и управление технологией

Заведующий отделением (контролируют реализацию технологии выполнение плана занятий, праздничных мероприятий, осуществляет работу со спонсорами).

Специалисты по социальной работе (оказывают помощь в реализации мероприятий в рамках данной технологии, заключают соглашения с социальными партнёрами).

  

6. Результаты

6.1           Ожидаемые результаты

1.                Стремится согласовывать движения с характером музыки.

2.                Проявляет интерес к музыке, песням, танцам, музыкальным играм, эмоционально откликается.

3.                Узнаёт знакомые мелодии и песни.

4.                Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.

5.                Двигается с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.

6.                Умеет выполнять музыкально-ритмические упражнения: фонарики, каблучок, тарелочки, притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

7.                Узнаёт музыкальные инструменты: погремушка, бубен, фортепиано, колокольчик, маракасы.

6.2 Полученные результаты

         Для успешной реализации технологии «Музыкальный паровозик» в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями организован кабинет музыки, в котором осуществляется работа по музыкально-эстетическому воспитанию детей: регулярно проводятся музыкальные занятия, развлечения, имеется мультимедийное оборудование, музыкальный инструмент, детский шумовой оркестр, дидактические материалы. Разработаны консультации, буклеты, презентации по музыкальному воспитанию детей с ОВЗ.

         Для достижения определённых результатов созданы условия для освоения детьми музыкально – творческих навыков. Атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров – ребёнка и педагога. Возможность быть принятым окружающими, без всяких условий, позволяет детям проявлять свою индивидуальность. Основной формой непосредственно являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей, обучение их элементарному пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах. Систематически проводятся тематические, праздничные мероприятия, музыкальные викторины, театральные импровизации с привлечением родителей и сотрудников.

Таким образом,

1.     Проявляется устойчивый интерес к музыкальным занятиям.

2.     Проявляется начальный этап творческого мышления.

3.     Развиваются особые виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная, способность запоминать движения.

4.     Проявляется эмоциональность, выразительность мимики и пантомимики.

6.3 Критерии оценки эффективности

 

Показатели и критерии оценки результативности

деятельности музыкального руководителя

п/п

Количественные и качественные показатели оценки результативности и эффективности деятельности

Значение показателя

Критерии

(максимально возможное количество баллов)

Форма отчётности

Оценка

1

Проведено 14 групповых

12 индивидуальных занятий

Разучены танцы с движениями, хороводы, музыкальные игры, песни.

0-5 баллов

специалист

 

2

Использование в воспитательно-образовательном процессе технологий

Используются

0-5 баллов

специалист

 

3

Участие в инновационной деятельности

Наличие инновационной практики

0-5 баллов

специалист

 

4

Наличие письменных жалоб на оказание услуги

Отсутствие жалоб

0-5 баллов

 

 

5

Наличие публикаций

На сайте Учреждения 2 публикации

0-5 баллов

методический продукт

 

6

Подготовка детей к конкурсам, праздничным мероприятиям

проведено 4 праздничных мероприятия

0-5 баллов

грамоты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      7. Список литературы

1.     Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. – М.: Владос, 2003

2.     Буренина А.И., Родина М.И., Учебно–методическое пособие по театрализованной деятельности «Кукляндия». ISBN 5-903207-02-2 (978-5-903207-02-2)

3.     Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Пер. с – СПб.: Питер, 2003

4.     Куприна Н.Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка

5.     Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья, ISBN 978-5-9268-0875-6

6.     Лопатина Л.В., «Программа воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи»,ISBN 978-5-904123-03-1

7.     Программы по музыкотерапии «Музыкальная шкатулка». Для старших дошкольников с задержкой психического развития «Школа 2100»

8.     Халабузаръ П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М., «Музыка», 1990

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

           Приложение 1.

Схема проведения занятий:

1.     Приветствие «Музыкальный паровозик».

2.     Ритмическая разминка.

3.     Упражнения для развития мелкой моторики, развития речевых и мимических движений.

4.     Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.

5.     Пение.

6.     Танцы, хороводы.

7.     Коммуникативные, ритмические и соревновательные игры.

8.     Прощание «Музыкальный паровозик».

Диагностика уровня овладения необходимыми навыками и умениями

1.     Узнаёт знакомые мелодии и песни.

2.     Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.

3.     Двигается с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.

4.     Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

5.     Узнаёт музыкальные инструменты: погремушка, бубен, маракасы, колокольчик, деревянные ложки.

Виды и критерии музыкальной деятельности

таблица 1

Вид музыкальной деятельности

Критерии

Репертуар

Слушание

Просмотр детских музыкальных клипов

Узнаёт знакомые мелодии и песни.

Слушание: песни: «Паровозик», «Два весёлых гуся»,

Пение

Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.

Пение: песни: «Паровозик», «Цыплята».

Музыкально-ритмические движения

Двигается с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки, умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

Упражнения: «Весело похлопаем, весело потопаем», притопы ногами, поворачивание кистями рук.

Игра на музыкальных инструментах

Узнаёт и показывает музыкальные инструменты

Показ музыкальных инструментов: погремушка, бубен, ложки, колокольчик, маракасы.

 

 

 

 

Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями:

 

1.     балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;

2.     балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3.     балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4.     балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания

5.     баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно

Тематический план на заезд

таблица 2

Виды

деятельности

Задачи

Репертуар

Музыкально – ритмические движения

Ø Реагировать на смену частей музыки, ориентироваться в пространстве.

Ø Учить детей естественно, непринужденно, плавно выполнять движения руками.

Ø Учить реагировать на изменения музыки

Ø Формировать коммуникативные навыки.

Ø Совершенствовать координацию движений рук.

Ø Формировать правильную осанку.

Ø Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Ø «Музыкальный паровозик»

Ø «Самолёты»

Ø «Лодочка»

Ø «Марш» Филипенко

Ø «Тарелочки» упражнение для рук

Ø «Пружинка»

Ø «Ах, вы сени» р.н.п.

 

Развитие чувства ритма

Ø Развивать голосовой аппарат, чистоту интонирования, внимание.

Ø «Молоточки»

Ø «Мишка-медведь, научи меня реветь»

Ø «Пчёлки»

Слушание

музыки

Ø Формировать эмоциональную отзывчивость.

Ø Учить слушать музыкальное произведение от начала до конца.

Ø Развивать детскую активность, творчество, фантазию, эмоциональность восприятия.

Ø Развивать способность различать характер музыки, песен.

Ø «Листики дубовые»

Ø «Котик»

Ø «Весело - грустно»

Ø «Кукла заболела»

Ø «Весёлая песенка»

Распевание, пение

Ø Формировать у детей певческие навыки и умения

Ø Обучать пению на занятиях и в быту с помощью педагога, с сопровождением и без него

Ø Учить правильно брать дыхание.

Ø Учить детей узнавать песню по вступлению, внимательно слушать пение других детей, вовремя вступать, при пении слушать других детей

Ø «Жили у бабуси» р.н.п.

Ø «Урожай собирай» А.Филиппенко

Ø «Ладушки-ладошки» рус. нар. Прибаутка

Ø «Что на осень принесёт?»

«Игра на детских музыкальных инструментах

 

Ø Развивать волевые качества: выдержку, настойчивость, целеустремленность, усидчивость

Ø Знакомить с детскими музыкальными инструментами и обучать детей игре на них

Ø Совершенствовать эстетическое восприятие и чувства ребенка

Ø Развивать сосредоточенность, память, фантазию, творческую способность, музыкальный вкус ребёнка.

Ø «Я на горку шла»

Ø «Барыня»

Ø «Плясовая»

Игры, пляски, хороводы

Ø Учить детей реагировать на смену частей музыки, реагировать на сигнал.

Ø Учить согласовывать движения с характером музыки, двигаться выразительно.

Ø Учить ориентироваться в пространстве, ходить «змейкой», меняя направление.

Ø Развивать детское творчество, фантазию

Ø  

Ø «Парный танец» укр.нар.мел

Ø Игра «Воротики» «Полянка» р.н

Ø «Игра с мячом» В.Калинникова

Ø «Шел козел по лесу» р.н.п.

Ø «Я от тебя убегу»

 

 

 


Файл:  Загрузить

Возврат к списку

загрузка карты...


Место нахождения и почтовый адрес бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» : Российская Федерация, 628450, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, поселок городского типа  Барсово, улица Сосновый бор, дом 34.
Директор: Черкашина Елена Леонидовна
Приемная: +7 3462 740 555
Факс: +7 3462 740 555
E-mail: SurRCPSD@admhmao.ru
Группа в социальной сети «ВКонтакте»
Группа в социальной сети «Одноклассники»
Группа в социальной сети «Инстаграм»

Группа в социальной сети «ВКонтакте» Группа в социальной сети «ВКонтакте»

Группа в социальной сети «Одноклассники» Группа в социальной сети «Одноклассники»

Группа в социальной сети «Инстаграм» Группа в социальной сети «Инстаграм»